На Украине приоритетом внешней политики является евроинтеграция и присоединение страны к НАТО. О возможности вхождения в Североатлантический альянс, а также сотрудничестве с Россией и внутренних проблемах украинской армии корреспонденту РИА Новости Евгению Гаврилову рассказал министр обороны Украины Анатолий Гриценко.
- Анатолий Степанович, что именно сегодня дает молодому человеку служба в украинской армии?
- Люди старшего поколения помнят времена, когда молодой человек, который не служил в армии, чувствовал себя дискомфортно, комплексовал и имел ограничения по трудоустройству, если речь шла о госструктурах, правоохранительных органах. И даже в общении с девушками юноше было неловко оттого, что он по каким-то причинам не служил в армии. Это было не так давно, еще 20-30 лет назад. В период и после перестройки по ряду причин объективного и субъективного характера было подорвано прежнее уважение к армии как государственному институту. Сегодня наступил этап кардинального пересмотра отношения к армии. Я убежден в том, что слова «патриот» и «гражданин» должны обрести свое действительно высокое звучание. Пусть не обижаются представители милиции, прокуратуры, таможни, других структур, но уважение к государству можно возродить именно через отношение к армии. Через уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, участникам боевых действий и последующих войн. Этот процесс неизбежен. И другого пути я не вижу. Несмотря на негатив, которым в последние годы были окрашены многие сферы жизни общества, в армии удалось сохранить более высокие стандарты морали, порядочности. И армия, из года в год, в любых социологических исследованиях, получает наивысшую поддержку и доверие граждан - среди всех государственных институтов.
А что дает армия молодому человеку? Можно ответить коротко: это школа мужества. На самом деле, так оно и есть. Потому что человек, который входит в самостоятельную взрослую жизнь, если он получил даже годичную армейскую закалку, становится более закаленным, обязательным, ответственным, способным принимать решения в сложных ситуациях.
- Вы провели ряд изменений касательно срочной службы в рядах ВС Украины. Какие первые результаты нововведений?
- Срочную службу в армии мы сократили до одного года. Юноша теперь «теряет» меньше времени, с точки зрения последующей карьеры, учебы, работы. Мы стараемся сделать более интенсивной и интересной боевую подготовку, и одновременно очищаем армию от тех факторов, которые воспринимались негативно. Может это не очень значимо для «невоенного» читателя, но важно для армии: до конца этого года мы планируем избавиться от нарядов по кухне. Уже сегодня примерно 30% воинских частей, в которых солдаты проходят срочную службу, обеспечены питанием на основе договоров с частными фирмами. Солдаты не моют посуду, не чистят картошку, не отвлекаются на эти цели от боевой подготовки. Мы, наконец, избавили армию от свинства, в буквальном смысле: все свинарники и коровники ликвидированы. До сих пор многие годы солдаты вместо боевой подготовки кормили свиней, доили коров и т.д. Больше этого в армии нет. В этом году украинская армия избавится от портянок, наши солдаты срочной службы будут носить удобные ботинки и носки. Полевая форма солдата - от рядового до генерала - будет из ткани одинакового качества, они все солдаты нашей армии и наши граждане.
- В России существует Общественный совет по контролю за армией, во главе с Никитой Михалковым, открылся патриотический телеканал «Звезда», снимается большое количество кинофильмов, призванных поднять роль армии в глазах граждан. А в Украине?
- Внимание к российской армии со стороны государства, творческой элиты, безусловно, впечатляет. И это позитивно. Я понимаю, что в России необходимо дать ответы обществу и на острые вопросы, пояснить роль российской армии во внутренних конфликтах. В целом же, удается привлечь большее внимание к армии в молодежной среде, популяризировать воинскую службу. Эти же вопросы мы обсуждали с лидером группы «Океан Эльзы» Святославом Вакарчуком, с Русланой Лыжичко, с Тиной Кароль. Я попросил их (не могу приказывать): напишите яркие песенные композиции, снимите красивые клипы об украинской армии, которые бы зазвучали на всех каналах, были восприняты и в молодежной, и в военной аудитории, стали классными шлягерами, как это удалось Леониду Агутину и Николаю Расторгуеву. Они пообещали.
- В обществе было благосклонно воспринято нововведение, согласно которому призывник, не прошедший с первого раза медкомиссию, освобождается от дальнейшего ее прохождения. Действует ли уже эта норма?
- Действительно, я подписал приказ, которым изменена система медицинского освидетельствования военнообязанных, которые призываются на срочную службу. Прежде всего, исходил из двух факторов. Первый - это упростить первый контакт с армией в военном комиссариате. Не сделать его враждебным, таким, что усложняет жизнь юноши. И второе - это подрубить еще один корешок возможной коррупции. Если после медосмотра понятно, что юноша здоров, он ставится на учет и затем, когда повзрослеет, принимается решение о призыве на срочную службу. Если при первом же осмотре понятно, что он болен, и болезнь такова, что, к сожалению, состояние здоровья уже не улучшится до требуемых в армии показателей, то такой юноша снимается с учета. Он больше не будет ежегодно подтверждать факт заболевания, тратить время на психологически тяжелую для него процедуру медосмотра. Этот приказ уже вступил в силу.
- Когда ожидается полный переход украинской армии на контракт?
- Президент Ющенко, когда еще был еще кандидатом, в своей предвыборной программе обозначил этот рубеж - 2010 год. Принятая в 2005 году государственная программа развития ВС зафиксировала, что 2010 год будет последним годом призыва на срочную службу. Поэтому студенты, которые сегодня учатся в вузах на первом курсе, уже не будут проходить срочную службу. Кстати, министерства обороны и Украины, и России, не сговариваясь, параллельно проводят схожие мероприятия: в обеих странах кардинально уменьшается количество военных кафедр. Назовем вещи своими именами: военные кафедры были, по сути, не средством подготовки офицеров запаса, а скорее способом «косить» от срочной службы в армии. Если говорить о переходе на контрактную армию, то мы не ускоряем этот процесс. Более того, отказались от ежегодного пропорционального увеличения числа контрактников, осознанно притормозили погоню за количеством. Вместо этого, концентрируем ресурсы на создании качественно иных условий для тех, кто будет призван на контрактную службу в 2010-2011 году. Почему? Нет смысла стимулировать ускоренный набор контрактников в нынешнюю армию, когда еще далеко не во всех частях созданы условия для полноценной боевой подготовки, да и денежное содержание не позволяет армии конкурировать на рынке труда. В такой ситуации контрактники получают за счет армии профессию, служат короткое время и увольняются. Потерь больше, чем приобретений. Мы лучше за два-три года создадим нужные условия, а позже, когда воинская служба станет привлекательной, укомплектуем армию контрактниками на 100%. В течение последних полутора лет, по решению президента, проводился эксперимент в трех бригадах (по одной в каждом виде Вооруженных Сил): их мы укомплектовали контрактниками. Проблемы и пути их решения нам уже понятны. Надо изменить уставы, даже систему взаимоотношений в воинских коллективах, ведь у лейтенанта будут подчиненные, на 10, а то и 20 лет старше его по возрасту. Нужно по-другому организовать систему обеспечения войск, освободить контрактников от уборки территории, охраны и прочее. Определились и материальные условия службы: сейчас в большинстве регионов Украины пошли бы на контракт при денежном обеспечении на уровне 1500 гривен ($300) в месяц. Я знаю, что ряд соединений и частей российской армии уже на 100% укомплектованы контрактниками, и этот процесс продолжается. Мы обмениваемся опытом - и положительным, и отрицательным, чтобы быстрее двигаться вперед, и в Украине, и в России.
- Чем нынешняя украинская армия отличается от российской?
- Структура вооруженных сил у нас схожая, и она определяется современным видением характера военных действий, управления войсками. Мы, как и большинство армий мира, совершенствуем систему управления войсками, создаем объединенные органы управления. В Украине создается Объединенное оперативное командование, в США и НАТО уже давно созданы межвидовые региональные оперативные командования. В России, я знаю, тоже проводится эксперимент, чтобы управление боевыми соединениями осуществлялось из единого регионального органа управления, независимо, это соединения сухопутных войск, флота или воздушных сил. Отмечу, и это объективно, большие, по сравнению с Украиной, возможности военно-промышленного комплекса России. Российская Федерация обеспечивает армию техникой собственного производства. Что касается новых разработок, Россия также движется с большей скоростью вперед. Россия утверждает планы кардинального повышения уровня технического оснащения своих вооруженных сил. Для военных это убедительный сигнал внимания государства к армии.
- Вы - последний «оранжевый» министр в правительстве Виктора Януковича. Какую ответственность предусматривает эта ситуация? Насколько вам комфортно в составе действующего кабинета министров?
- Правительство решает много вопросов военного характера и обеспечивает жизнедеятельность армии. Каких-то административных или политических барьеров, которые бы мешали мне проводить через правительство решения, которые важны для армии, в правительстве сегодня нет. Есть парламентская коалиция, созданная в июле прошлого года. 4 августа коалиция сформировала нынешнее правительство. Кандидатуру на пост министра обороны вносит президент. Виктор Ющенко предложил меня, Виктор Янукович поддержал, а парламент - утвердил. Я продолжил работу на посту министра обороны, теперь уже в третьем правительстве. Вот такая ситуация. Конституция предусматривает вертикаль управления армией: приказ о применении Вооруженных Сил может отдать только президент, как Верховный главнокомандующий. На эту вертикаль никто не покушается и никто не ставит ее под сомнение. На психологическом уровне, среди коллег по правительству, наверное, у кого-то еще сохраняется разделение на «свой-чужой». Важно, чтобы психологические ощущения отошли на второй план, и правительство при решении всех вопросов выступало единой, слаженной и ответственной командой.
- Какие сегодня политические настроения в украинской армии?
- Если кратко ответить: не очень-то интересуюсь. Украинская армия департизирована и деполитизирована, партийная агитация в воинских коллективах не проводится. В населенных пунктах, где военнослужащие составляют основную массу избирателей, по итогам выборов, конечно, можно определить их политические предпочтения. Думаю, что люди в погонах на выборах голосуют так же, как и гражданские. Не думаю, что в этом плане армия сильно отличается от общества.
- Какую позицию занимает Украина в вопросе возможного размещения в Чехии и Польше элементов ПРО США?
- Окончательную позицию Украина, и Минобороны в частности, еще не сформировали: этот вопрос возник пока еще в постановочном плане, возможное решение еще обсуждается, уточняется, и приниматься оно будет не завтра и не послезавтра. Насколько я понимаю, сейчас проводятся консультации с Польшей, Чехией, Азербайджаном. Впереди - более предметный разговор со странами-соседями, с партнерами США по НАТО и ЕС. На мой взгляд, конфликтность по этому вопросу, которая уже выплеснулась в СМИ, возникла из-за отсутствия информации и адекватной разъяснительной работы со стороны американских военных. По нашей просьбе, в Украину через две недели прибудет группа американских экспертов, и после обсуждения сути и деталей этого проекта мы сможем сформировать свою позицию более четко. Если новые объекты будут способствовать противоракетной защите всей Европы, кто против этого может возражать? Если же целью является усиление защиты только НАТО, или только США, тогда могут быть проблемы.
- Анатолий Степанович, в соответствии с социологическими исследованиями, более половины населения Украины сегодня не поддерживает вступление страны в НАТО. Вы неоднократно заявляли, что это следствие недостаточной информационной кампании, направленной на популяризацию Альянса. Какие доводы могут быть приведены в рамках такой кампании? Чем именно для Украины выгодно присоединение к НАТО? Когда именно Украина может стать членом НАТО?
- Сразу несколько вопросов в одном, давайте попробуем их разграничить. Есть юридический и политический аспект: для принятия решения о вступлении Украины в НАТО или Ташкентский Договор, ЕЭП или ЕС, ЕврАзЭС или ВТО не нужен референдум - для этого достаточно решения парламента, правительства и президента. С другой стороны, и это важно: принятые государством решения должны понимать и очень желательно - поддерживать граждане. Государство уполномочено Конституцией, законами и должно принимать такие решения, не перекладывая свою ответственность или безответственность на общество. Оно же, государство, должно информировать общество о сути проводимой политики и принимаемых решений. Если сегодня социологи людям прямо задают вопрос, «хотите ли вы в НАТО?», срабатывает фактор незнания плюс стереотипы времен холодной войны. Никто внятно не объяснял простым гражданам, что такое нынешнее НАТО, впрочем, как и Варшавский Договор или ЕЭП. Никто с гражданами никогда не советовался, к примеру, принимая решение о вступлении в СНГ, или перед началом переговоров по вступлению в ВТО, ЕЭП, ЕС, чтобы пояснять суть и природу этих международных организаций. Насколько я знаю, и в России эти вопросы решает государство, без референдумов. Если говорить не о принятии решения, а об информировании, то нужно отметить не только недостаточные усилия государства, но и асимметричную активность политических партий. Партии, которые поддерживают вступление Украины в НАТО, пока еще не продемонстрировали своей активности, проводят вялую разъяснительную работу. В то же время, партии, выступающие против НАТО, очень напористо и агрессивно внедряют в сознание людей уже подзабытые многими стереотипы времен холодной войны. Если бы у нас была партия с уровнем поддержки 60-70%, она могла бы позволить себе честно и откровенно говорить о НАТО в любой аудитории, в том числе в период выборов. Такой партии в Украине нет, а потому, охотясь за голосами избирателей, политики уходят от сложных дискуссий, стараются говорить с избирателями языком обещаний, чтобы понравиться. Потому многие наши граждане не информированы, пребывают в плену стереотипов. Говорят, президент Квасьневский в свое время спрашивал у президента Ельцина: «Как вы относитесь к Германии? - Хорошо. А к Италии? - Хорошо. А к Бельгии? - Тоже хорошо. - Так почему же вы не любите НАТО?!» Вот пример стереотипа, который искусственно внедряют в сознание людей: если Украина вступит в НАТО, то наши солдаты будут автоматически во всех горячих точках мира. Но ведь это неправда, и это понятно экспертам. Не захотели Франция или Германия идти в Ирак - и не пошли. Захотела Испания досрочно вывести свои войска из Ирака - и вывела. Немногие знают, что даже базовый Вашингтонский договор о создании НАТО не предусматривает, что в случае прямой агрессии против страны-члена НАТО все остальные члены альянса автоматически выступают на защиту. Каждая страна будет принимать свое, суверенное решение. Думаю, в случае агрессии все страны НАТО будут защищать своего союзника от нападения, но это не обязательно будет так, и это не будет автоматически, без консультаций и принятия каждой страной суверенного решения. Когда Украина может вступить в НАТО, сегодня в большей степени зависит от самой Украины. От того, как быстро мы поднимем стандарты жизни во всех сферах до натовских, причем военная сфера не является главной и определяющей. Если будем работать эффективно и последовательно, не исключаю, что политическое решение может быть принято в 2009 году. НАТО свою дверь держит для Украины открытой.