Дмитрий Шушарин, политический обозреватель РИА Новости.
В понедельник 26 февраля в Санкт-Петербурге открывается внеочередной съезд партии, полное название которой «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь». Попросту говоря, «Справедливая Россия» - СР.
По сведениям, которые приводятся в официальных документах партии, с 28 октября 2006 года, когда прошел объединительный съезд трех партий, СР достигла впечатляющих успехов. Создано 82 региональных и 1457 местных отделений партии. Поступило более 380 тысяч заявлений о приеме в партию. В феврале 2007 года началась выдача партийных билетов. Партия «Справедливая Россия» располагает фракцией в Государственной Думе, насчитывающей 29 депутатов и корпусом депутатов местных законодательных собраний, превышающим 500 человек, объединенных в более чем 20 фракций. В Совете Федерации членами партии «Справедливая Россия» являются 18 человек.
Представителями партии являются мэр Ставрополя Дмитрий Кузьмин и мэр Самары Виктор Тархов.
Партия активно участвует в мартовских региональных выборах. Партийные списки зарегистрированы во всех 14 регионах.
Правда, есть и сложности. Например, мэр Ставрополя является фигурантом обращения Госдумы в Генеральную прокуратуру. В июле в этом городе был снесен памятник героям-доваторцам. Непонятно, правда, почему это летом никого не взволновало - вот когда нечто подобное решили сделать в Эстонии, то все это заметили. Есть еще и обвинение в неоказании помощи пострадавшим в ДТП, виновником которого был мэр Пятигорска. Свои проблемы и у Виктора Тархова.
Запросы, понятное дело, организованы «Единой Россией». Ее лидер Борис Грызлов на последнем съезде партии весьма резко отозвался о СР. Те тоже в долгу не остаются. Сергей Миронов, возглавляющий «справедливцев», выступая в Томске нехорошо переиначил лозунг «Единая Россия - партия реальных дел». Даже повторять не хочется - и так ясно, какое слово он в него добавил. Не матерное, конечно, но неприятное.
Еще в активе лидера СР совсем недавнее осуждение отмены графы «против всех» в избирательных бюллетенях и порога явки на выборы. Но главное его достижение, конечно, - отказ Совета Федерации одобрить договор о разграничении полномочий с Татарстаном. Отказ сопровождался выпадами против ЕР.
В то же время остается непонятным вот что. Когда началось слияние партий в СР, было объявлено, что все это - консолидация сил на левом и патриотическом фланге. Однако ничего особенно левого и патриотического СР пока не произвела. В публичной политике самым удачным ее приобретением стала молодежная организация партии «Родина», называемая «За Родину!». Не столько она даже, сколько ее руководитель Сергей Шаргунов - один из сильнейших российских акционистов. Работает «молодежка» грамотно, она мобильна и управляема. И всем этим выгодно отличается от размножившихся молодежных организаций прокремлевского (хотя что это значит ныне?) толка. И в применении физической силы по отношению к противникам замечена не была.
Однако и это преимущество может быть потеряно. Накануне съезда было объявлено о создании молодежной организации СР «Победа». Патриотической, разумеется. Шаргунов со своими кадрами в нее входить отказался. А лидер «Победы» Юрий Лопусов отличился совершенно особым образом. В его интервью, опубликованном на сайте СР, были обнаружены обширные цитаты из «Майн кампф». В частности, из главы 9 - «Мысли о значении и организационном построении штурмовых отрядов».
Съезд, скорее всего, будет посвящен грядущим региональным выборам. Возможны, конечно, политические сюрпризы, но пока СР очень активна в регионах. Собственно, не она одна. Некрасовские строки о том, что «в столицах шум», «а там, во глубине России, там вековая тишина», ныне верны с точностью до наоборот. Страсти кипят. Но как-то странно кипят - пока ничего в этом кипятке не сварилось. Известный самарский политолог Андрей Перла, удивлен тем, как СР ведет кампании в Самаре и Томске. Просто поношение региональной власти, к которому восприимчивы либо те, кто не ходит на выборы, либо те, кто голосует за КПРФ и ЛДПР. И никакого стремления к узнаваемости, никакой конкретной программы. Да и обличения не конкретны.
То есть СР начинает позиционироваться как «анти-ЕР». «Справедливая Россия» становится двойником-антиподом «Единой России».
А двойники, как известно, ненавидят друг друга отчаянно.
Так что же - война Алой и Белой розы? В том-то и дело, что ничего подобного. То была война за престолонаследие, противостояние двух династий. В нынешней же России межпартийные схватки происходят в одном политическом пространстве, а вопрос о преемнике решается совсем в другом. Не так давно было подмечено, что выступления лидера ЕР Бориса Грызлова строятся так, чтобы в равных пропорциях затрагивать зоны ответственности обоих первых вице-премьеров. И при этом ни о чем другом он старается не говорить.
Сергей Миронов на этом фоне выглядит предпочтительнее. Ровно настолько, насколько в политике нападение предпочтительнее обороны. Но если при этом остается непонятным, какова же цель нападения, действия обороняющейся стороны кажутся более рациональными. Люди при власти, им есть что терять и что защищать. А что намеревается заполучить СР, пока непонятно. В такой ситуации безыдеологичность ЕР никого не удивляет, а вот отсутствие даже деклараций идеологического свойства у СР вызывает недоумение.
И все же внутривидовая борьба началась. А она, как известно, самая жестокая, самая беспощадная, ни в какое сравнение не идет с борьбой межвидовой. И происходящее вряд ли можно считать оживлением российской политики. Это скорее похоже на ее дальнейшее омертвление.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции