Александр Горбунов, спортивный обозреватель, для РИА Новости.
Шестнадцать клубов российской футбольной премьер-лиги завершают подготовку к очередному чемпионату страны. Все заняты своими делами: команды проводят за границей один тренировочный сбор за другим, а руководители в спешном порядке - вот-вот завершится заявочная кампания - приобретают новых игроков, пытаются продать ненужных или же сдать их в аренду. Сведения на тему «купили-продали» ежечасно поступают на ленты информационных агентств, словно сводки в военную пору.
Председатель совета директоров «Локомотива» Сергей Липатов на встрече с прессой рассказал о том, что на балансе в этом клубе - «100 человек, 30 из которых - тренеры и работники медицинского и административного штабов, столько же футболистов основы, остальные - дублеры». «Столько игроков нам не нужно», - констатировал Липатов, по мнению которого вполне достаточно - в общей сложности - иметь 50 футболистов.
Подобный «расклад» можно обнаружить не только в «Локо», но и в подавляющем большинстве российских клубов, прежде всего, в самых обеспеченных в финансовом отношении. На первый план начинает выходить умение клубных менеджеров распоряжаться выделенными ресурсами и превращать «резиновые» составы команд в компактные, на более высоком качественном уровне.
В один из основополагающих моментов деятельности футбольных клубов превратилась работа селекционных служб, подбирающих игроков на те или иные вакантные позиции или же на позиции, которые в скором времени могут оказаться вакантными. От точности выбора, а также, разумеется, от квалификации тренерского штаба, во многом зависят результаты той или иной команды.
Но если говорить о трансферной системе в целом, то селекция - лишь одна из ее составных (безусловно, важная) частей. В нее входят также продажа футболистов, сдача их в аренду и своевременное возвращение из аренды.
Ведущие российские клубы, к коим относятся сейчас - по результатам и по уровню финансирования - ЦСКА, «Спартак», «Локомотив» и «Зенит», пребывают в одинаковых заданных обстоятельствах.
Во-первых, клубы вынуждены подчиняться ограничениям на иностранцев.
Во-вторых, им приходится исключительно жестко конкурировать друг с другом в борьбе за футболистов местной национальности, под действие лимита не попадающих. Резко при этом возросли цены на внутреннем рынке на российских игроков.
В-третьих, у них, несмотря на огромные (по сравнению не только с соперниками по внутренним чемпионатам, но и со многими европейскими клубами) финансовые возможности, нет пока на международном рынке права «первой ночи» на игроков топ-класса. Футболисты, на которых стоит обращать внимание, условно делятся на следующие категории: «выше среднего», «хорошие» и «очень хорошие». «Хорошие» и «очень хорошие», несмотря на предлагаемые богатыми клубами России отменные условия, ехать сюда не хотят.
Это, помимо всего прочего, одна из причин, по которой в России происходит удивляющая многих эскалация зарплат, гарантированных футболистам уровня «выше среднего». Игроки этого уровня в Москве и Санкт-Петербурге, например, получают несравнимо больше, нежели их «одноклассники» в Западной Европе, - от миллиона долларов и выше в год. В Россию рвется именно этот уровень.
В-четвертых, во всех клубах можно обнаружить нагромождение «застрявших» в них по тем или иным причинам футболистов (балласта) с выполнением контрактных обязательств перед ними, и это означает отсутствие четко выработанных арендных критериев.
Сдача в аренду касается футболистов двух категорий. Тех, будущее которых в клубе зыбко, но которых в данный конкретный момент не удается продать, потому что нет на них желаемого спроса. И тех, на кого клуб продолжает рассчитывать, и намерен внимательно наблюдать за их работой в новой команде.
20-летний полузащитник Роман Концедалов из московского «Локомотива», например, почти два сезона «отпахал» в аренде в нальчикском «Спартаке», а сейчас котируется в основной состав «Локо». В серьезной аренде происходит основательная обкатка игрока. Выясняется, во всяком случае, есть ли у него характер. Кроме того, клуб, игроком владеющий, освобожден от выплаты ему зарплаты.
В клубные дебри, понятно, не забраться, но со стороны зачастую видится намерение продать футболиста, оказавшегося либо ненужным, либо законфликтовавшего с тренером и руководством, либо не желающего больше играть за команду, по изрядно завышенной цене, что, безусловно, успеху задуманного предприятия не способствует.
По одному примеру из каждого клуба, хотя примеров этих - гораздо больше.
ЦСКА мог, судя по всему, гораздо больше заработать на нападающем Ивице Оличе, давно объявившем о намерении уйти. «Спартак» переборщил со стоимостью полузащитника сборной Украины Максима Калиниченко, который по-прежнему не попадает в стартовый состав и цена на которого в связи с этим падает. «Локомотив» вместо того, чтобы отправлять опытного Вадима Евсеева в дубль, вполне мог в межсезонье хорошо продать не самого слабого в России защитника, а теперь вынужден довольствоваться лишь четвертью миллиона долларов. Казус «Зенита» с продажей форварда Александра Кержакова общеизвестен: вместо того, чтобы еще летом положительно ответить на почти десятимиллионное (в евро) предложение «Севильи», пришлось зимой довольствоваться половиной суммы. «Потом, - говорит спортивный директор «Зенита» Константин Сарсания, - все поняли, что решение это было ошибочным. Раз игрок хочет уехать, так зачем его удерживать?».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции