Радик Вахитов специально для РИА Новости.
Согласно закону сохранения материи, ничто не берется ниоткуда и никуда не исчезает. Это тем более очевидно в столь материальных сферах, как финансы и государственный бюджет. Если, к примеру, предприятия и бизнесмены снижают размер отчислений в госбюджет или перестают платить налоги, то попытки менее состоятельных граждан получить пенсии и субсидии из этого же самого бюджета могут оказаться тщетными. Еще хуже, если «решить проблему» предлагают за счет повышения налогов для самих же бюджетников и льготников.
Ровно так сейчас происходит в контексте баталий вокруг возможного снижения ставки НДС. Налог, принесший в прошлом году более 30% доходов бюджета, сейчас, с легкой руки РСПП, предлагается не просто снизить, но снизить кардинально (с 18 до 10%). Или того лучше - и вовсе отменить, заменив налогом с продаж, собираемость которого пока, ох, как далека от идеала. Упирающийся по этому поводу Минфин, уже пытаются урезонить - снижение НДС, дескать, приведет к невиданному экономическому росту, а значит, в первую очередь, к росту крупных отечественных компаний! А как быть с тем, что бюджет лишится трети поступлений? Тем же минфиновским чиновникам, только чуть позже, дадут «указание» закрыть брешь за счет других источников. Только - где их взять?
Самое главное во всем этом - цена вопроса. Если пойти сейчас на значительное снижение ставки НДС, то образуется существенная недостача. Например, по подсчетам экономиста компании «Уралсиб» Владимира Тихомирова, при ее снижении до 12% казна может недосчитаться около 1 трлн. рублей. Немного скромнее в своих расчетах экономист банка «Траст» Евгений Надоршин, считающий, что в результате снижения НДС до 10%, как того настойчиво просил у президента России руководитель РСПП Александр Шохин, в бюджете появилась бы прореха величиной свыше 600 млрд. рублей. Сиюминутное снижение НДС до 15% в свою очередь приведет к потерям бюджета в сумме порядка 357 млрд. рублей.
В финансовом ведомстве с азами арифметики знакомы, а потому и готовы лишь обсуждать возможность снижения планки только до 15%, да и то не ранее, чем через 2-3 года. Груз взятых на себя государством многочисленных социальных и инвестиционных обязательств, не предусматривает иного: в 2007-2009 годы непроцентные ежегодные расходы федерального бюджета в среднем увеличатся на 8,4%, в том числе в 2007-м - на 17,1%. Конечно, в идеале со снижением налогового бремени следовало бы сокращать государственные расходы. Но на пороге думских и президентских выборов в правительстве и в парламенте нет даже намека на возможность постановки этого вопроса.
Алексей Кудрин уже вынужден выступать в роли эквилибриста. Заявив о готовности ведомства снизить ставку налога с 18 до 15%, он предложил одновременно с этим повысить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Это предложение вполне укладывается в логику вещей, ибо в основе эквилибристки, в данном случае финансовой, лежит искусство сохранения равновесия в различных условиях. А они сегодня таковы, что без этого искусства исполнение бюджетных обязательств может оказаться под вопросом. И тут даже страховочная лонжа в виде Стабилизационного фонда не спасет от неминуемого падения.
На чьи плечи может лечь «утяжеленная» НДПИ неясно только на первый взгляд. Уровень налогообложения нефтяной отрасли уже пределен, поэтому остаются газовики, теоретически имеющие запас прочности - эти ставки для них ниже, чем для нефтяников. Но «Газпром», отправляющий дополнительную прибыль на реализацию программы газификации российских регионов, окажется в весьма непростой ситуации. Как и десятки российских городов и населенных пунктов, которые, что называется, ждут - не дождутся газовой трубы. Но и это еще не все ...
Чем закончится балансировка Алексея Кудрина, станет, вероятно, известно в начале марта, когда расчеты Минфина по «компенсации» предлагаемого РСПП снижения НДС будут рассмотрены правительством. Между тем, глава финансового ведомства уже решился на публичный шаг отчаяния, заявив о возможном введении налога на недвижимость, призрак которого, гулявший на протяжении нескольких лет в коридорах власти, в силу опасности резкого сокращения налоговых поступлений от НДС начинает обретать отчетливые очертания. Чем чревато новшество для владельцев квартир, наслышан, пожалуй, каждый россиянин, поскольку о налоге говорят уже давно. Например, за однокомнатную квартиру в Москве ее хозяевам придется выкладывать в год примерно тысячу долларов, а ставка налога на трехкомнатную квартиру площадью 70 «квадратов» может и вовсе превысить 3 тысячи условных единиц.
Любопытно, что введение в той или иной форме рыночного налога на недвижимость планировалось не ранее 2010 г., когда, как говорилось, доходы россиян вырастут до адекватных величин. Еще весной прошлой года замдиректора одного из департаментов Минфина Александр Иванеев пояснил, что в ближайшие два-три года этот налог вводить не планируется. Но тогда еще речь не шла и об обвальном снижении ставки НДС. Грубо говоря, получается, что за экономический рост крупных компаний вынуждены будут заплатить не самые состоятельные граждане граждане.
Очевидно, что ни Медведев как первый вице-премьер, отвечающий за нацпроекты, ни Фрадков как глава правительства, ни Кудрин, намеренно вынесший этот вопрос на публичное обсуждение не пойдут на не просто непопулярное, но попросту неприемлемое «латание бюджетных дыр» за счет простых граждан. Может, более логичным будет, если крупный бизнес потерпит еще пару-тройку лет, пока государство, выполнив свои минимальные обязательства перед гражданами, не вернется к вопросу снижения НДС в более спокойной обстановке?