Рейтинг@Mail.ru
Как должна отреагировать Россия в случае, если Эстония примет закон "О сносе запрещенных сооружений"? - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как должна отреагировать Россия в случае, если Эстония примет закон "О сносе запрещенных сооружений"?

Читать ria.ru в
Дзен
[-expert:55510591:Коновалов Александр -] Эстония пытается продемонстрировать, что из-под натовского зонтика можно пнуть раненого льва... [-expert:56771519:Мотрич Дмитрий -] Cправедливую обиду ветеранов пытаются поставить на службу сиюминутным политическим интересам… [-expert:61013830:Радзиховский Леонид -] Пока Эстония не переболеет, другого способа для самоутверждения, по-видимому, не изобретет…

15 января эстонский парламент одобрил законопроект "О сносе запрещенных сооружений", который, в случае его вступления в силу, позволит эстонским властям на законном основании демонтировать памятники советским воинам, в частности монумент Воину-освободителю в центре Таллина на холме Тынисмяги. За принятие документа проголосовали 46 депутатов, против было подано 44 голоса. Президент Эстонии Тоомас Ильвес не утвердил закон. По его словам, он не согласуется с конституцией страны. Мнения, принявших участие в голосовании на сайте РИА Новости, разделились. Немногим более трети респондентов считают, что решение Тоомаса Ильвеса - "всего лишь формальность; депутаты доработают закон и глава государства его подпишет". Около трети проголосовавших считает, что президента Эстонии "остановила резкая реакция России". Как должна отреагировать Россия в случае, если Эстония примет закон "О сносе запрещенных сооружений"? На этот вопрос РИА Новости ответили эксперты.

Реагировать, конечно, нужно, нельзя допускать, чтобы память наших солдат не уважалась. Но если быть до конца честным, у нас, в России, еще масса непохороненных солдат в той же Псковской области лежат. Совсем нельзя сказать, что война кончилась и что у нас последний солдат нашел упокоение. К тем кладбищам, которые у нас на слуху, мы относимся уважительно. А в целом я бы так не сказал. Хотя у нас есть немецкие кладбища, за которыми ухаживают наши ветераны. А в Германии есть наши кладбища, за которыми ухаживают немецкие ветераны. Это цивилизованное, европейское отношение к этому вопросу. То, что делает Эстония - это попытки продемонстрировать, что из-под натовского зонтика можно пнуть раненого льва. Никакой исторической необходимости в такой акции у Эстонии нет. Хочет она сделать себе комфортней, а нам неприятней? Сделает ли она себе комфортней, этого я не знаю. А неприятность для России будет из разряда тех неприятностей, которые мы переживем. Но есть другие способы решения этой проблемы. Насколько я знаю, в Вильнюсе стоял памятник генералу Черниховскому. Там никто не принимал никаких законов, не говорил никаких глупостей: литовские власти нашли родственников, договорились с ними, за свои деньги перенесли памятник и захоронения на родину. Все сделали по-людски и достаточно цивилизованно. Думаю, и нашу ситуацию можно было решить без демонстраций. Надо ли нам отвечать что-то? Не есть эстонскую рыбу? Не пользоваться эстонскими портами? Да нет, я не думаю, что нужны такие ответы. В качестве примера хотел бы рассказать один случай из жизни. В свое время у нас был высококвалифицированный специалист, большой интеллектуал и прекрасно знающий Дальний Восток китаист, замминистра иностранных дел Михаил Степанович Капица, блестящий лектор и очень остроумный человек. У нас как раз тогда были очень трудные отношения с Албанией, хотя еще существовал Варшавский договор. Албания своим поведением раздражала советское руководство. И на своем выступлении Михаил Степанович сказал такие слова, которые, по-моему, стоит помнить всегда: "Поссорились мы с Албанией, а теперь представьте себе, что я, профессор, поссорился бы с первоклассником. Кто из нас двоих был бы дураком?"

Реагировать не нужно раньше времени. Нужно, как минимум, дождаться, пока закон будет принят, если он будет принят. И если он все-таки будет принят, то Россия должна сделать достаточно сдержанное заявление, которое касается позиции эстонского парламента, с моей точки зрения, позиции весьма неубедительной и неоднозначной. Она ставит Эстонию в довольно сложное положение. Нужно проявить понимание того, что это парламент и таково соотношение политических сил в Эстонии на данный момент и ничего с этим сделать нельзя. Но ни в коем случае нельзя идти дальше вербальных заявлений, не поднимать вопрос о санкциях, не вступать в прямую полемику на темы, далекие от темы отношения Эстонии к советским памятникам. Необходимо ограничиться этим и тем самым обозначить свою позицию.

На мой взгляд, этот памятник над братской могилой советских воинов в Таллине есть знак уважения всего мирового сообщества к памяти тех, кто погиб в открытой и честной борьбе с нацизмом. А это были и русские, и эстонцы, и французы, и американцы, и поляки, и сами немцы. Решив снести мемориал на холме Тынисмяги, эстонские парламентарии поступают не самым благородным образом. Даже если им кажется, что так они защищают свое национальное достоинство, это вряд ли поднимет их престиж в глазах того же Евросоюза, куда они так стремились. Ворошить прах мертвых - не слишком цивилизованно. Определенное число людей в Эстонии демонстративно выражают симпатии к нацизму, к бойцам дивизии СС. Нацизм осужден мировым сообществом, не существует сроков давности по деяниям фашистов. При всем том затевать сегодня международный суд над эстонцами, оправдывающими нацизм, было бы, по-моему, неразумно. Не стоит без нужды обострять отношения. Президент Эстонии оказался мудрее своего парламента, не подписав скандальный закон. Даже если это был с его стороны пиаровский ход накануне выборов, Тоомас Ильвес проявил похвальную политическую зрелость и дальновидность. Глава государства не счел возможным выстраивать политику страны на воспоминаниях о том, что происходило 60 лет тому назад. Кстати сказать, бронзовый советский солдат на Тынисмяги - он по национальности эстонец, что подтверждается документально. И те бойцы, чьи останки захоронены у его подножия - эстонцы, русские, татары, евреи - вместе сражались за дело, которое считали правым. Рассуждая по-человечески, они заслужили покой и вечную память.

Давайте на секунду прекратим безобразную истерику и попробуем взглянуть на историю с памятником глазами эстонцев. Горько это признавать, но никакие мы для них не освободители. Для Восточной Европы, быть может, это и так - в конце концов, сорок лет принудительного строительства социализма можно признать адекватной платой за освобождение от Гитлера. Но не для стран Балтии. Возможно, не явись русский солдат в мирную Эстонию в сороковом году, никто сегодня там и не заикался бы о переносе памятников. Но сделанного не воротишь, в памяти эстонцев именно Советский Союз оказался первым оккупантом. И то, что потом пришел другой захватчик, выгнавший первого, и что первый затем победил второго, никак этого печального обстоятельства не отменяет. Если два рейдера сражались за вашу компанию, или два бандита делили вашу квартиру - странно было бы выбирать, кто из них добрее, и вешать на стенку его фотографию. Поэтому не надо ставить в пример Эстонии Германию, где немцы с величайшей бережностью относятся к Трептов-парку и другим военным захоронениям - эстонцам не в чем перед нами виниться, не они на нас, а мы на них напали.

Это, понятно, эстонская точка зрения. Что же касается официальной отечественной - она очень отдает рецидивами имперского мышления и напоминает страдания восточного деспота, из гарема которого сбежала жена. Вслушайтесь в эту логику: «Да, я ее украл, но время было такое - все так делали. Да, я ее поколачивал, но для ее же блага!». Логика человека, искренне не понимающего, как можно предпочесть свободу хорошему лагерному пайку.  Плохо то, что эти настроения старательно нагнетаются, что во многом справедливую обиду ветеранов пытаются поставить на службу сиюминутным политическим интересам. Не говоря уж о том, что памятник в центре Таллина сделан с эстонского солдата Советской Армии, лежат под ним тоже, скорее всего, эстонские воины - так не пора ли признать это внутренним делом Эстонии?

И, наконец, самое главное - собственно об обиженных  ветеранах, живых и мертвых. Так уж получилось, что не все страны приветствуют восточную традицию устраивать кладбища в центре городов. И ни кремлевский колумбарий, ни Марсово поле отнюдь не красят обе российские столицы. Если почитать эстонский закон «О защите воинских захоронений», отвлекшись от его политической подоплеки, то с духом закона трудно не согласиться. А мертвым, если их с честью перезахоронят на тихом кладбище, будет гораздо покойнее. Во всяком случае, покойнее, чем сотням тысяч русских солдат, до сих пор безвестно гниющих в бескрайних ленинградских болотах, в полях вокруг Ржева, в сталинградских степях... На поиск их останков, на достойное предание земле защитников Родины и  следовало бы пустить неуемную энергию наших политиканов и созданных ими многотысячных молодежных движений. Но митинговать у чужих посольств и растравлять в себе истерические настроения куда легче.

Мне кажется, слухи о переносе памятника советскому Воину-освободителю и значение этого факта сильно преувеличены. Во-первых, президент Эстонии, как известно, наложил вето на решение парламента страны. Во-вторых, по большому счету, не так уж много людей, кого впрямую касается судьба Бронзового солдата. Да, еще живы ветераны, которые освобождали Эстонию от фашистов, и им, естественно, неприятно видеть такое отношение к их памяти. Как, впрочем, есть и эстонцы, которых в этот же исторический период высылали с родных мест, подвергали репрессиям. Им тоже по-своему обидно. И полбеды, если бы противостояние по теме памятника касалось только этой категории граждан. Более серьезная проблема в том, что огромная часть российского и эстонского истеблишмента путем включения безусловного рефлекса своих соотечественников доводит эмоции до уровня межгосударственных отношений. А по сути-то обсуждать нечего: Эстония - независимая страна. Очевидно, что она больна подростковой болезнью, главным образом выразившейся в стремлении уязвить бывшего «старшего брата». И пока она не переболеет, другого способа для самоутверждения, по-видимому, не изобретет. Подключиться к этому делу, как оказалось, крайне выгодно говорунам с обеих сторон, которые делают на этом политический бизнес и поднимают свои рейтинги. В реальности же Россия сделать ничего не может Эстонии. Это такой же субъект международного права, как Лихтенштейн или Шри-Ланка. А все эти «пугалки» типа "введем экономические санкции" - попросту несерьезны. Мы ведь торгуем с эстонцами не ради любви к эстонцам, а, прежде всего, из-за экономической целесообразности, в пользу наших собственных интересов.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала