Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.
В декабре нынешнего года российско-американский Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (БРСМД) может отпраздновать свое двадцатилетие. А может и не дотянуть, что вполне вероятно. Принимая во внимание позицию Польши и Чехии, которые вот-вот позволят американцам разместить на своих территориях элементы ПРО, российское руководство вполне способно привести в исполнение недавнюю угрозу выйти из этого договора. Последствия такого шага наверняка окажутся многосторонними.
В середине февраля Юрий Балуевский, начальник российского Генерального штаба заявил, что Россия может в одностороннем порядке выйти из Договора от 1987 г. Причем, возможность этого шага непосредственно увязывалась с планами и реализацией американской программы ПРО в странах Европы.
Уже несколько лет российское военное и политическое руководство заявляет о том, что на планы Вашингтона по ПРО даст асимметричный, более дешевый, но весьма эффективный ответ. Не секрет, что речь идет о существующих и перспективных системах преодоления ПРО российскими МБР.
В принципе ничего особенного в этом нет, несмотря на то, что чисто оборонительным вооружениям противопоставляются стратегические наступательные средства. Модернизация существующего ракетно-ядерного парка в условиях появления глобальных противоракетных систем действительно является вполне понятным асимметричным ответом. Однако подверстать в перспективе к такому ответу еще и ракеты средней дальности - баллистические и крылатые - вариант не самый удачный.
К середине 80-х годов усилия СССР и Соединенных Штатов в деле развертывания ракет средней и малой дальности достигли своего пика и реально угрожали мировой безопасности. В середине декабря 1985 г. американцы завершили развертывание на территории Западной Германии всех запланированных 108 баллистических ракет «Першинг-2» с дальностью стрельбы 1800 км. При впечатляющем круговом вероятном отклонении в 20-40 м ракета могла оснащаться ядерной боеголовкой с регулируемым тротиловым эквивалентов в 50-100 кт. Подлетное время к цели составляло примерно 14 минут.
Кроме того, на двух базах в Великобритании, в Италии, Нидерландах, Бельгии и ФРГ развернули в общей сложности около 500 крылатых ракет наземного базирования с ядерной боевой частью GLCM-109G. дальность полета этих ракет составляла 2500 км.
СССР мог противопоставить вероятному противнику несколько позиционных районов на своей территории для размещения знаменитого передвижного грунтового ракетного комплекса «Пионер» с баллистической ракетой РСД-10 (SS-20), дальность стрельбы которой составляла примерно 5200 км., т.е. под прицелом находилась вся Европа. Планировалось также размещение этого комплекса в дальневосточном приполярном районе страны. В таком случае, уязвимой становилась большая часть западного побережья США. Но и это не все. В ноябре 1983 г. было принято решение о создании нового передового передвижного ракетного комплекса «Скорость», который планировалось разместить в Чехословакии и ГДР.
Но даже в таких условиях американская ракетно-ядерная петля заставляла руководство СССР вести переговоры об ограничении ракет средней дальности.
В таком случае трудно удержаться от вопроса: а чем сегодняшнее время «лучше» прежнего? Мягко говоря, ничем. Захоти американцы отойти от риторики по поводу судьбы Договора и перейди они к чистой практике, то в их распоряжении сегодня уже Западная Европа в полном составе. Если же говорить о технической стороне дела, то на первых порах вместо уничтоженных ракет GLCM можно использовать в сухопутном варианте аналогичные и отнюдь не запрещенные, а только законсервированные в 1991 г. «Томагавки» морского базирования SLCM BGM-109A c ядерной боевой частью.
Для России вторая серия развертывания ракет средней дальности представляется одним большим вопросом. Какой завод в состоянии организовать производство должного числа ракет? Имеющееся предприятие в предуралье хронически не справляется с госзаказом даже МБР. Какова процедура отчуждения земли под позиционные районы и где таковые могут быть в принципе? Как обеспечить должную инфраструктуру, включая необходимое в данном случае доукомплектование частей личным составом? Как добиться бесперебойного боевого управления, включая вывод на орбиту новых спутников связи и разведки?
И последнее: где находится тот карман, из которого можно взять деньги на все вышеперечисленное. Если признать, что волшебная палочка пока не найдена, то урезать придется действующие национальные проекты, среди которых никто не возьмется указать на лишний.
Может быть и прав Сергей Иванов, еще недавно министр обороны России, который назвал Договор реликтом. Но старое - еще не всегда плохое.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции