Рейтинг@Mail.ru
На космодроме Куру заложен фундамент компункта для запусков "Союзов" - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

На космодроме Куру заложен фундамент компункта для запусков "Союзов"

Читать ria.ru в
По словам главы Конструкторского бюро общего машиностроения Игоря Бармина, в целом работы по проекту запусков российских ракет-носителей "Союз-СТ" из Гвианского космического центра в Куру идут в соответствии с графиком.

МОСКВА, 19 фев - РИА Новости, Александр Ковалев. В Гвианском космическом центре, откуда в конце 2008 года планируется осуществить первый старт российской ракеты-носителя "Союз-СТ", заложен фундамент под командный пункт для управления запусками.
Об этом в интервью РИА Новости сообщил глава Конструкторского бюро общего машиностроения (КБОМ) Игорь Бармин, принимавший участие в заседании Консультативного совета Европейского космического агентства (ЕКА) по программе запусков российских "Созов" из Французской Гвианы.

"На стартовой площадке широкими темпами идут бетонные работы - фундаменты для командного пункта и монтажно-испытательного комплекса уже сделаны. Кроме того, проложены дороги, чему, естественно, предшествовала расчистка и выравнивание территории. То есть уже осуществлен большой объем монтажно-строительных работ, которые продолжают осуществляться достаточно быстрыми темпами", - рассказал он.

"На прошлой неделе я вернулся из Парижа, где в здании Европейского космического агентства состоялось заседание Консультативного совета, на котором рассматривался график работ и утверждались решения по конкретным техническим вопросам", - отметил Игорь Бармин.

По его словам, в целом работы по проекту запусков российских ракет-носителей "Союз-СТ" из Гвианского космического центра в Куру идут в соответствии с графиком, хотя уже сейчас наметились некоторые подвижки по времени.

"Связано это с тем, что европейцы столкнулись с рядом сложностей при проведении работ на месте строительства стартового комплекса - там оказалось достаточно сложная геологическая обстановка, трудозатраты привысили ранее ожидаемые, поэтому они немножко сдвинулись "вправо", как это обычно бывает", - отметил Игорь Бармин.

Кроме того, он отметил, что некоторые вопросы формального следования всем нормам европейского технического регламента и особенностям технической безопасности, принятых в Гвианском космическом центре "зачастую находятся за пределами здравого смысла".

Иллюстрируя данный вопрос, Игорь Бармин привел такой пример: "На транспортно-установочном агрегате, который мы создаем, по настоянию французской стороны появится дополнительное место для оператора, в задачу которого будет входить предотвращение случайного наезда на человека, который неожиданно может появится на пути следования агрегата и лечь на рельсы".

Глава КБОМ имени Бармина полагает, что даже если теоретически представить себе такую проблему, то ее можно решить обычными организационными мерами безопасности.

"В период подготовки к запуску на космодроме просто не могут находится случайные люди. Обученный соответствующим образом персонал, который к тому же будет сдавать специальные зачеты на соблюдение правил безопасности, на такой нелепый шаг не пойдет. Поэтому представлять, что какой-то чудак вдруг лишится рассудка и ляжет на рельсы по примеру Анны Карениной, довольно нелепо", - полагает Игорь Бармин.

Отвечая на вопрос, насколько может сдвинуться первый запуск российского "Союза-СТ" с экваториального космодрома Гвианского космического центра КНЕС, глава КБОМ сказал: "На Консультативном совете в Париже была подтверждена цель стремиться к обеспечению первого пуска в конце 2008 года". Он добавил, что "европейская сторона сейчас предпринимают довольно решительные меры с тем, чтобы войти в конечном итоге в график".

Рассказывая об особенностях реализации проекта, Игорь Бармин сообщил, что подготовку к запуску и сам старт будет обеспечивать значительно меньшее количество людей, чем на российских космодромах Байконур или Плесецк.

"На наших космодромах во время подготовки к пуску на стартовой позиции нередко находится излишнее количество персонала, без которого, в принципе, вполне можно обойтись. В Гвиане будет состав, который нужен только для пусковой кампании. Будем стремиться к минимизации затрат при безусловном сохранении всех требований по безопасности", - сказал Игорь Бармин.

Он подчеркнул, что эксплуатацию российского оборудования будут осуществлять только российские специалисты. "Никогда доступа к обслуживанию нашего оборудования иностранные специалисты иметь не будут", - отметил в этой связи Игорь Бармин.

Отвечая на вопрос, могут ли впоследствии на российском "Союзе", стартующего из Гвианского космического центра, выводится на орбиту пилотируемые космические аппараты, глава КБОМ сказал:

"Тот конкретный проект, который сейчас реализуется по разработанной документации, не предусматривает запусков пилотируемых космических аппаратов - на космодроме Куру для этого пока нет соответствующей инфраструктуры. Кроме того, высота разработанной башни обслуживания сейчас не позволяет разместить под ней ракету с пилотируемым космическим аппаратом".

Вместе с тем, по словам Игоря Бармина, этот вопрос заранее оговаривался с европейскими партнерами, поэтому высоту башни обслуживания можно впоследствии увеличить, с тем, чтобы под ней можно было установить космический корабль, оснащенный системой спасения.   

Говоря о технических аспектах программы и технологиях подготовки к запуску, Игорь Бармин уточнил, что компоненты топлива для российского "Союза-СТ" будут доставляться на космодром из разных стран.

"Керосин будет доставляться из России. Это связано с тем, что теплофизические свойства зарубежного керосина могут отличаться от технических требований, предъявляемых к  использованию в камерах сгорания российской ракеты-носителя. Без подтвержденных огневых испытаний на другом керосине запускать "Союз", да и любую другую ракету крайне рискованно".

По словам Игоря Бармина, другой компонент - перекись водорода, предназначенную для привода турбонасосных агрегатов ракеты, предполагается поставлять из Германии.

"Что касается зарубежной перекиси водорода, то ее, конечно, уже проверяли и убедились в ее полном соответствии всем техническим требованиям для "Союза", - полагает глава КБОМ.

Он сообщил также, что на заседании Консультативного совета ЕКА были приняты некоторые согласованные изменения в выданные ранее технические задания.

"Европейцы, например, приняли решение сделать привод подвижной башни обслуживания ракеты-носителя самоходной, и перемещать ее не с помощью тягача, как планировалось ранее. Конструкция самой башни - российская. Ее будет делать компания "Мир", а привод для перемещения разработает европейская сторона".

Кроме того, определено, что хранилище криогенных компонентов топлива для носителя будет стационарным, а не мобильным, как планировалось раньше.  Разрабатывать его также будет российские специалисты.

"Это все дополнения к контракту и дополнительные затраты, которые оплатит европейская сторона", - уточнил глава КБОМ.
 
Отвечая на вопрос, будет ли выше стоимость запусков с экватора по сравнению с космодромами Байконур и Плесецк, Игорь Бармин сказал: "Несомненно, что стоимость запусков отсюда будет выше - это закономерно и оправдано. Например, командировочные расходы для персонала существенно больше, чем при работе на Байконуре или в Плесецке. Зарплата европейских специалистов также значительно больше, чем наших, это тоже надо учитывать. Кроме того, затраты на обеспечение требований европейской технической безопасности существенно выше, чем в России. Все эти факторы в конечном итоге влияют на стоимость самого пуска, но надо учесть, что баллистические возможности при запусках из экваториальной зоны с лихвой покроют эти издержки".

Напоминая о других особенностях проекта, Игорь Бармин сказал, что, по сравнению со стартовыми комплексами  "Союзов", построенных в Байконуре и Плесецке, на Куру была изменена технология подготовки ракеты к запуску.

По его словам, в монтажно-испытательном корпусе в горизонтальном положении будут собираться три нижние ступени ракеты-носителя, после чего вывозится на стартовую позицию. Космическая головная часть в составе космического аппарата, разгонного блока и обтекателя будут собираться на другой площадке в вертикальном положении, доставляться в таком виде на стартовый комплекс и соединяться с ракетой-носителем, установленной в вертикальное положение.

"Для этих целей и будет использоваться мобильная башня обслуживания, которая после установки ракеты наезжает на стартовое сооружение и целиком охватывает носитель, не допуская попадания на него проливных дождей. Дело в том, что во Французской Гвиане среднегодовое количество дождевых осадков может превышать 2700 миллиметров, а на Байконуре этот показатель составляет всего 290 миллиметров в год", - пояснил Игорь Бармин.

Коснувшись вопроса о количестве запусков российских "Союзов" с зарубежными спутниками из Гвианского космического центра, Игорь Бармин отметил, что пока предусматривается выполнение четырех стартов в год, но реально все будет зависеть от пакета заказов.

Соглашение об участии России в проекте ЕКА, предусматривающий осуществление запусков "Союзов" из Куру было подписано 19 ноября 2002 года в ходе визита бывшего премьер-министра РФ Михаила Касьянова во Францию.

В декабре 2002 года российские специалисты российско-французского совместного предприятия "Старсем" приступили к выбору места для сооружения стартовой позиции для запусков российской ракеты-носителя "Союз" .

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала