ТЕГЕРАН, 19 фев - РИА Новости, Станислав Хамдохов. Делегация Совета Федерации в понедельник в Тегеране начинает обсуждение с руководством Ирана вопросы двусторонних отношений и ситуацию вокруг иранской ядерной программы.
Российскую делегацию возглавит председатель комитета верхней палаты российского парламента по международным делам Михаил Маргелов.
На пресс-конференции в РИА Новости ранее Маргелов подтвердил, что позиция России в отношении ядерной проблемы Ирана остается неизменной: "Вы не найдете ни одного ответственного политика в России, который хотел бы, чтобы у Ирана было ядерное оружие".
Как стало известно РИА Новости, в Тегеране у Маргелова запланированы встречи со спикером меджлиса (парламента) Исламской Республики Голямали Хаддад Аделем, председателем Совета по определению целесообразности принимаемых решений Али Акбаром Хашеми-Рафсанджани, а также главой МИД Ирана Манучехром Моттаки.
Поездка Маргелова станет вторым по счету визитом в наступившем году в Иран высокопоставленного российского чиновника. Ранее секретарь Совета Безопасности России Игорь Иванов во время визита в иранскую столицу в январе провел встречи с духовным лидером и руководителем Исламской Республики аятоллой Али Хаменеи, президентом Махмудом Ахмадинежадом, секретарем Высшего совета национальной безопасности Али Лариджани и главой МИД Манучехром Моттаки. В ходе встреч стороны обсудили международные проблемы, в том числе ситуацию вокруг иранской ядерной проблемы, а также вопросы двусторонних отношений.
Развитие ядерной программы Исламской Республики вызывает серьезную озабоченность мирового сообщества, которое опасается, что Тегеран использует ядерную программу в военных целях.
После того, как Иран проигнорировал призывы международного сообщества ввести временный мораторий на работы, связанные с обогащением урана, Совет Безопасности ООН 23 декабря прошлого года единогласно принял резолюцию 1737 по Ирану. Документ предусматривает санкции против военных ядерных программ, но не запрещает поездки чиновников и внешнеэкономическую деятельность предприятий. Санкции распространяются на деятельность, связанную с обогащением урана, химическим репроцессингом, проектами, основанными на тяжелой воде, и производством средств доставки ядерного оружия. Тегеран в ответной реакции на документ заявил, что пересмотрит свое сотрудничество с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ).
Так, специально созданный в Высшем совете национальной безопасности (ВСНБ) Ирана комитет по пересмотру отношений с МАГАТЭ принял решение отказать во въезде в страну 38 инспекторам агентства. Иранские власти подчеркивают, что государство-член МАГАТЭ из представленного агентством списка инспекторов имеет право отказать кому-либо из них во въезде в страну. При этом Тегеран подчеркивает, что уважает нормы МАГАТЭ и готов продолжать сотрудничество с этой международной организацией.
В начале февраля стало известно, что МАГАТЭ решило сократить почти вдвое проекты по оказанию технической помощи Ирану. Из 55 проектов по кооперации в ядерной области с Тегераном частично или полностью приостановлены 22.
Решение агентства основано на принятой в декабре 2006 года резолюции СБ ООН 1737 по Ирану. Окончательное же решение будет принято на Совете управляющих МАГАТЭ в марте этого года. В Тегеране посчитали, что решение МАГАТЭ подрывает мотивацию сотрудничества с этой международной организацией.
В Иране считают, что иранская ядерная проблема "полностью политизирована". Тегеран готов к переговорам для мирного разрешения ситуации вокруг своей ядерной программы, но на "равноправных и справедливых началах". При этом власти Ирана отвергают возможность приостановки работ по обогащению урана как предварительного условия "шестерки" (постоянные члены СБ ООН и Германия) для начала переговоров.
Более того, президент Ирана Ахмадинежад 11 февраля - в день 28-й годовщины победы Исламской революции - пообещал, что до 9 апреля этого года Тегеран объявит о "великих и беспрецедентных успехах Ирана" в ядерной сфере. Как считают многие наблюдатели, Иран может объявить о начале установки новых центрифуг для обогащения урана на заводе в Натанзе.
Подобные предположения основываются на прежних заявлениях иранских властей о планах Ирана построить три тысячи центрифуг к концу нынешнего иранского года (истекает 20 марта 2007 года), что позволит Тегерану ускорить обогатительные работы. В настоящее время на иранском заводе в Натанзе работают два каскада по 164 центрифуги.
МАГАТЭ представит 23 февраля Совету Безопасности доклад о том, как Тегеран выполняет требования Совбеза. Если в докладе будет указано, что Иран не выполнил требования международного сообщества, то не исключено, что СБ предпримет дополнительные меры на основании статьи 41 главы VII Устава ООН.
Статья 41 уполномочивает Совет Безопасности решать, какие меры, не связанные с использованием военной силы, должны применяться для осуществления его решений. Новые санкции могут включать полный или частичный разрыв экономических отношений, прекращение железнодорожного, морского, воздушного, почтового, телеграфного, радио или других видов сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.
В последнее время Тегеран и Евросоюз вновь активизировали дипломатию для создания условий возобновления переговоров по иранской ядерной проблеме, которые были прерваны в октябре 2006 года, когда Евросоюз фактически признал провал переговоров с Тегераном из-за его нежелания приостановить обогатительные работы. Евросоюз заявил, что поддерживает возможное принятие СБ ООН санкций в отношении Ирана.
На днях министр иностранных дел председательствующей в Евросоюзе Германии Франк-Вальтер Штейнмайер после встречи в Мюнхене с секретарем Высшего совета национальной безопасности Али Лариджани заявил, что эта региональная организация готова возобновить переговоры с Ираном по ядерному досье.
"С нашей стороны дверь на переговоры остается открытой", - сказал Штейнмайер журналистам. "У нас у обоих (главы МИД Германии и верховного представителя Евросоюза по общей внешней политике и безопасности Хавьера Соланы) сложилось впечатление, что у Ирана вновь появилось намерение вернуться за стол переговоров", - указал глава МИД Германии.
По его словам, в течение ближайших дней станет ясно, "намерены ли иранцы следовать этой линии". "Мы не ищем конфронтации с Ираном, но решения проблемы и готовы принимать конструктивные шаги в этом направлении", - добавил Штейнмайер.
Солана, со своей стороны, говоря о встрече в Мюнхене с Лариджани, сообщил, что в ее ходе не было сделано никаких новых предложений. "Хотя не было принято каких-либо решений, я думаю, что теперь можно будет иметь продуктивные и полезные переговоры", - сказал представитель ЕС.
Он сообщил, что намерен обсудить в Вене с руководством МАГАТЭ, какие дополнительные шаги могут быть предприняты для урегулирования ситуации с ядерным досье Ирана.