Рейтинг@Mail.ru
В год Огненной свиньи можно ожидать экономического подъема - лама - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

В год Огненной свиньи можно ожидать экономического подъема - лама

Читать ria.ru в
Дзен
"В этом году можно ожидать экономического подъема. Для этого, конечно, нужно работать. В том числе, над настроением - чтобы избегать возможной апатии", - посоветовал лама.

МОСКВА, 16 фев - РИА Новости, Ольга Липич. В год Огненной свиньи можно ожидать расцвета религиозности, а также экономического подъема, сообщил в интервью РИА Новости представитель Буддийской традиционной сангхи России в Москве Санжей-лама.

По лунному календарю, которого придерживаются буддисты, Новый год (Сагаалган) наступает 18 февраля. Но 20-дневный "новогодний марафон" традиционно стартует на несколько дней раньше, и в пятницу ритуальные торжества уже в разгаре.

"Желаю, чтобы наступающий Новый год принес все жителям России удачу, терпение, счастье и радость", - сказал Санжей-лама.

По его словам, чтобы год огненной стихии удался, надо соблюдать три фактора: "уделять больше внимания духовному", "хранить тепло", избегая конфликтов и пожаров (в переносном и прямом смысле), и "поднимать экономику". Причем последнее касается как семейного, так и государственного бюджета.

"В этом году можно ожидать экономического подъема. Для этого, конечно, нужно работать. В том числе, над настроением - чтобы избегать возможной апатии", - посоветовал лама.

Годом Огненной свиньи заканчивается очередной 12-летний цикл, в котором каждому году соответствует одно из 12-ти животных и определенная стихия (прошлый год "принадлежал" Огненной собаке). Завершение цикла, подчеркнул лама, - благоприятное время для проявления личностных качеств и "утверждения позиций".

Что касается духовности, то, по прогнозам Санжей-ламы, Огненная свинья способствует осмыслению предельных основ бытия. Поэтому "в этом году могут быть религиозные мероприятия международного масштаба".

В личной жизни рекомендуется хранить тепло в душе и уют в доме, не разжигать вражды, не допускать даже малейших конфликтов. В международном масштабе они могут привести к жестоким войнам.

Кроме того, предупредил лама, в этом году надо, на всякий случай, быть готовыми к "метеоритным падениям, наводнениям и прочим стихийным бедствиям, связанным с осадками".

"С огнем нельзя шутить, его нельзя осквернять, нельзя проявлять несдержанность в эмоциях, нельзя сквернословить", - отметил Санжей-лама.

В одежде же в этом году следует избегать красного цвета.

Традиционно буддийское духовенство отмечает Сагаалган в дацанах (монастырях), куда в дни праздника стремятся попасть и верующие миряне, чтобы в молитвах о благополучии встретить Новый год. Духовным центром российских буддистов с 1946 года считается Иволгинский дацан, расположенный в 30-ти километрах от столицы Бурятии Улан-Удэ. Здесь находится резиденция Хамбо-ламы.

По данным сангхи, новогодние хуралы (богослужения и молебны) начинаются 27 числа последнего месяца уходящего года (по лунному календарю) и длятся 20 дней. Из них шесть первых дней занимает основное новогоднее богослужение - Сагаалганай хурал.

Накануне перед началом новогоднего богослужения в буддийских дацанах совершается освящение балинов (традиционных подношений божествам). Причем именно к Новому году готовится самый большой балин - Зоогын Далай (океан явств). Его украшают цветы и фигуры, вылепленные из козьего жира. Дары ставятся в алтаре основной части храма, где молятся миряне.

Богослужение второго дня посвящено тантрическим божествам, десяти защитникам Учения. Оно сопровождается боем в барабаны и медные тарелки и включает медитации, восхваления, поклоны и подношения божествам.

В третий день Сагаалганай хурала, в этом году - 16 февраля, совершается самый красочный обряд праздника, который называется Залаха Соор или Дугжуба. Он собирает в дацанах и храмах множество верующих.

Это тантрический обряд "устранения препятствий" - 64 злых сил, приносящих несчастья, болезни, преждевременную смерть. Посредством медитации ламы собирают все зло в Соор - большое пирамидальное сооружение - и сжигают его в очистительном огне.

Буддисты-миряне вносят свою лепту в обряд сжигания зла. Каждый обтирает себя куском теста, ваты или ткани, который должен впитать невзгоды и болезни, - и бросает его в костер.

Последний день уходящего года, в 2007 это 17 февраля, посвящается богине Лхамо - главной защитнице учения. К этому дню буддисты обязательно наводят в доме чистоту и готовят семейное застолье. Изречение "как Новый год встретишь - так его и проведешь" особенно популярно у буддистов. Поэтому ламы призывают в эту ночь молиться о благополучии и не проспать приход богини.

Сагаалган наступает с рассветом 1-го числа Белого месяца, которое в этом году выпадает на 18 февраля. Рассвет буддисты традиционно определяют "по линиям на ладони": когда все они становятся различимы - значит, рассвело.

На практике это происходит около 6 часов утра. Примерно в 5.30 в резиденции Хамбо-ламы - главы Буддийской сангхи - раздаются призывные звуки морской раковины Дунгар (особого музыкального инструмента). Торжественная процессия приглашает Хамбо-ламу на кульминацию праздника. Он восходит на трон - и начинается самое главное новогоднее богослужение.

В это утро буддисты собираются в храмах, дацанах и молятся о благополучии, добром урожае, о мире и спокойствии в новом году. Кроме того, верующие заказывают молебны на весь будущий год.

По завершении первого в Новом году богослужения Хамбо-лама зачитывает свое новогоднее послание и благословляет верующих.

Собравшиеся в храмах буддисты приветствуют друг друга белыми шарфами (хадаг) из щелка или ситца. "Это символ чистых помыслов и светлых пожеланий", - пояснил Санжей-лама.

По его словам, в столице, где нет дацанов и крупных будийских храмов, ритуалы, распространенные в Бурятии, Калмыкии и других буддийских регионах, не проводятся. Верующие встречают Новый год в небольших молельных залах или дома.

"На следующий день принято ходить в гости. Как правило, младшие идут к старшим и приветствуют их подарками", - сообщил собеседник агентства. Самыми распространенными новогодними дарами у российских буддистов, помимо традиционных белых шарфов, являются изображения Будды и различные сувениры.

На новогоднем столе, по словам ламы, обязательно должна быть "белая пища". Однако кроме "белых" (молочных) продуктов, российские буддисты едят фрукты, овощи и мясо (преимущественно баранину или говядину).

Что касается спиртных напитков, то лама призвал не употреблять их в Новый год. "Помыслы в этот день должны быть чистые", - пояснил он.

Застольем и подарками Сагаалган не кончается. Праздничные новогодние хуралы, визиты к родным и друзьям продолжаются по 17-е число Белого месяца.

Время наступления каждого Сагаалгана вычисляется буддийскими астрологами. А свои ожидания от Нового года буддисты связывают с его названием, которое также определяется по звездам. 12-летние циклы (как и большие 60-летние циклы) в летоисчислении буддистов связаны с тантрой (учением) Калачакры ("Колеса времени"). Это учение стало основой календарной системы Тибета в 1027 году.

Считается, что буддизм как религиозно-философское учение сформировался в Индии более 2,5 тысяч лет назад. В настоящее время в мире насчитывается около полумиллиарда его последователей.

По данным Буддийской традиционной сангхи России, буддизм начал проникать на территорию нашей страны из Тибета и Монголии через тувинцев еще в 11 веке. На рубеже 16-17 веков в России закрепилось учение тибетской школы Гелугпа ("Обитель блага" или "Традиция добродетелей"). Основатель этого течения - реформатор тибетского ламаизма Цзонхава (1357-1419).

Гелугпа относится к буддизму Маяхаяны ("Большой колесницы"), основным принципом которого является деятельность во благо всех живых существ.

Первый буддийский монастырь на территории России - Цонгольский дацан в Бурятии - появился в 1730-х годах. Официальный статус государственной религии России буддизм получил в 1741 году по указу императрицы Елизаветы Петровны. А в 1763 году был введен институт духовного главы российских буддистов - Пандито Хамбо-ламы. С этого момента сангха России стала автокефальной (независимой).

К концу 1930-х годов в Бурятии действовали 47 дацанов, в которых жили более 10 тысяч лам и послушников, в Калмыки было 28 хурулов (монастырей), в Туве - почти 20. В 1938 году все буддийские монастыри и школы были закрыты, большинство лам и монахов оказались в лагерях, тысячи священнослужителей были расстреляны.

Только в 1946 году было получено разрешение на открытие Иволгинского и Агинского дацанов.

В настоящее время в Бурятии насчитываются 26 дацанов, много буддийских общин в Калмыкии, Туве, на Алтае, в Усть-Ордынском автономном округе, Читинской области, есть общины в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Омске и других крупных городах.

Крупнейшим буддийским центром на территории европейской части России является дацан Гунзэчщйней в Санкт-Петербурге, построенный еще в начале XX века.

Государственные лицензии имеют два религиозных вуза традиционной сангхи России - Агинский буддийский институт и Буддийский институт "Даши-Чойнхорлин".

Всего же в России проживает, по разным данным, от 400 тысяч до одного миллиона буддистов.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала