Петр Гончаров, политический обозреватель РИА Новости.
Не выругать НАТО и удержаться от соблазна лишний раз пнуть США за их действия в Афганистане стало уже mauvais ton. Сложилось устойчивое мнение, что дела у НАТО в Афганистане идут из рук вон плохо. Что США все более увязают в афганской трясине, подобно тому, как они увязли в Ираке. Что сама ситуация в Афганистане становится с каждым днем все хуже. Что США и НАТО повторяют «советские» ошибки, и их неизбежно ждет участь СССР. Между тем, на мой взгляд, подобные оценки не очень точны.
Конечно, Афганистан сегодня переживает сложный и очень деликатный период своей истории. Период консолидации нации, начавшийся изгнанием талибов из Кабула и продолжающийся уже более 5 лет. Если говорить конкретно о текущем моменте, то ситуация в Афганистане достигла кульминации. С одной стороны реформаторы, т.е. те, кто хотел бы в рамках исламского государства построить современное демократическое, на основе общечеловеческих ценностях, а потому достаточно светское общество, с другой - так называемые талибы и их вечные оппоненты моджахеды-джангсалары, которые были бы не прочь вернуть Афганистан в прошлое. Причем, каждый из них в свое прошлое.
Сегодня чаша весов в Афганистане однозначно качнулась в пользу реформаторов. Главное, теперь, не дать этому успеху увянуть. Посетивший в начале февраля Москву заместитель специального представителя генерального секретаря ООН в Афганистане Кристофер Александер на встрече с российскими экспертами отметил две четко выраженные тенденции в развитии нынешней ситуации в стране. Первая - существенная активизация движения «Талибан». Между тем вторая связана с выздоровлением экономики, налаживанием социальных отношений, но, главное и наконец-то, с консолидацией в целом афганского общества. И для этих выводов есть, пусть пока небольшие, основания.
Так экономический рост в Афганистане за прошедший 2006 год вырос на 10 - 12 %. Сразу же хочу огорчить «доброжелателей». Эти проценты не связаны с наркотрафиком. Они получены за счет наиболее интенсивно развивающихся отраслей, таких как связь, строительство, в том числе дорожное строительство, торговля.
Стало подавать надежды и сельское хозяйство, основа экономики и, казалось бы, безнадежно загубленная отрасль. Впервые за 10 - 15 лет афганский крестьянин смог произвести пусть мизерный, но все же излишек сельхозпродукции, ушедший на экспорт в соседние Пакистан и Индию.
Конечно, все эти успехи - результат финансовой поддержки Кабула со стороны мирового сообщества и, прежде всего, принятого в феврале 2006 года в Лондоне соглашения «Афганский пакет». По сути дела - договора в 10,5 млрд. между Афганистаном и мировым сообществом по реализации программы сроком на пять лет на обустройство Афганистана и возрождение его экономики.
Но важно другое. Договор этот реализуется в рамках общеафганской программы «Национальная солидарность». Программа эта направлена в первую очередь на активизацию деятельности низовых государственных структур, которые до сегодняшнего дня были самым слабым звеном в реанимационном процессе Афганистана.
Суть программы заключается в том, что местные органы власти на уровне советов (шура) кишлаков и волостей представляют в Кабул на утверждение афганским министерством развития деревень и международными спонсорами принятый план развития своего региона. Он включает ремонт дорог, мостов, строительство школ, фельдшерских пунктов, больниц, ирригационных сооружений и прочее. Под конкретный согласованный план международные организации выделяют до 50000 долларов США каждому субъекту, при этом контролируя их целевое использование. Всего же министерству развития деревень выделено $650 млн. Сама программа охватывает уже более 17 тысяч кишлаков и деревень из 34 тысяч существующих в Афганистане. Но главное - в работе местных советов активное участие принимают и женщины. Причем, ни где - ни будь под Кабулом, а и в восточных провинциях, таких как, например, Пактия. Деталь показательная для Афганистана.
Сам процесс консолидации нации весьма болезненный, потому что неизбежно столкнется с такой проблемой, как сохранение традиционно-исторического лидерства пуштун в Афганистане на общем фоне усиления роли национальных меньшинств, и, прежде всего, таджиков, хазарейцев, узбеков. Именно эти нацменьшинства и составили костяк бывшего Северного альянса в борьбе с талибами, и, придя к власти, многие лидеры альянса весьма неохотно делятся ею с пуштунами. Проблема эта, конечно же, решаема, но требуется время.
По мнению самих афганцев, Кабулу удалось заметно улучшить ситуацию с безопасностью в целом в северных, западных и центральных провинциях Афганистана. Как пример, приехать на машине из Герата в Кабул стало делом уже привычным. Примерно также обстоит дело и во всех северных провинциях. Гораздо хуже ситуация складывается на юге и юго-западе страны, где талибы заметно активизировали свои действия.
Так, в прошлом 2006 году в некоторых боях на стороне талибов принимали участие более 2 тысяч боевиков. Фактически, это уже были армейские операции. Существенно возросло и количество обычных терактов с применением взрывчатых веществ, причем в 176 случаях это были террористы-самоубийцы (для сравнения, в 2005 г. количество терактов с участием террористов-самоубийц не превысило 100). 2006 год стал рекордным и по числу жертв - более 4000. Для сравнения - в 2005 году их число составляло около 1000.
В начале антитеррористической кампании США удалось заметно ослабить влияние «Талибан» юге и юго-востоке Афганистана. И процесс консолидации и расширения влияния талибов начался в основном в южных провинциях страны, населенных пуштунами. Для этого были и объективные, и субъективные факторы. Но одной из главных причин возрождения «Талибан» явилась поддержка его со стороны некоторой части политического истеблишмента Пакистана и его радикальных исламистских движений.
Вопрос этот очень чувствительный для Афганистана. По мнению многих афганских экспертов, проблему поддержки пакистанскими кругами талибов необходимо решать при более активном содействии Великобритании и Китая, имеющих рычаги давления на Исламабад.
Сегодня в Афганистане действует две военные иностранные структуры - контингент американских вооруженных сил и контингент Международных сил содействия безопасности (ISAF) или так называемый натовскийконтингет, общей численностью в 43 тысячи человек. Но для решения афганской проблемы сегодня нужно не только, а быть может и не столько, военное содействие, сколько политическая и экономическая международная помощь.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции