В своей политике Россия уделяет возрастающее внимание вопросам охраны окружающей среды и устойчивого развития. Наша страна ратифицировала Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, что обеспечило вступление его в силу 16 февраля 2005 г., ведется работа по присоединению к Стокгольмской и Роттердамской конвенциям.
В 2006 г. Россия стремилась максимально эффективно использовать уникальные возможности, предоставляемые ООН, для продвижения своих подходов и отстаивания национальных приоритетов в экологической сфере, а также укрепления своего международного влияния и имиджа как одного из ключевых мировых игроков на природоохранном поле.
В мае 2006 г. Россия приняла активное участие в 14-й сессии Комиссии ООН по устойчивому развитию (КУР-14), на которой доминировала проблематика развития энергетики как важнейшего фактора борьбы с бедностью и достижения устойчивого социально-экономического роста во всех регионах мира. Обсуждаемая на сессии проблематика в области энергетики во многом совпала с приоритетной темой председательства России в «восьмерке» (энергобезопасность), что придало работе КУР-14 особое значение. В ходе сессии российская делегация акцентировала внимание на том, что важным фактором устойчивого развития может стать сотрудничество в области гармонизации экологического и технологического контроля за безопасностью энергетики.
В этом году мы намерены серьезно работать в рамках 15-й сессии КУР (Нью-Йорк, май с.г.) над выработкой политических решений по данным вопросам, призванных дать адекватный ответ на соответствующие глобальные вызовы.
На прошедшем в ноябре 2006 г. в Найроби Международном климатическом форуме продолжился переговорный процесс в целях достижения консенсуса по обязательствам «посткиотского» периода (после 2012 г.). Российская делегация выступала за развитие широкого диалога между Сторонами Киотского протокола по процедуре принятия развивающимися государствами добровольных обязательств по сокращению выбросов парниковых газов. В результате нам удалось добиться решения о создании специальной «площадки» для дальнейшего субстантивного обсуждения предложения России с целью обеспечения подлинно универсального характера киотского режима.
Велась серьезная работа по подготовке российской институционально-правовой базы, необходимой для эффективного использования механизмов гибкости Киотского протокола, проводились консультации с зарубежными странами, заинтересованными в реализации подобных проектов на территории России.
Придавая важное значение намеченной на октябрь 2007 г. Конференции министров окружающей среды «Окружающая среда для Европы», российская сторона проводит линию на отражение в проектах ее основных документов положений, отвечающих национальным интересам.
В рамках международного сотрудничества по водной проблематике на прошедшем в марте 2006 г. в Мехико 4-м Всемирном водном форуме российская делегация последовательно продвигала подходы, направленные на рациональное использование водных ресурсов на основе бассейнового принципа управления водными объектами, реализацию комплекса мер по организации мониторинга водохозяйственных систем, в первую очередь на трансграничных водотоках. В течение года Россия активно участвовала в переговорном процессе по разработке механизмов осуществления Рамочной конвенции о защите морской среды Каспийского моря и подготовке 1-й Конференции Сторон Конвенции.
Природоохранное сотрудничество интенсивно развивается в последние годы также в рамках «Группы восьми». Достаточно сказать, что одним из важнейших итогов июльского саммита «восьмерки» в Санкт-Петербурге стало принятие заявления по энергобезопасности, представляющего собой согласованную стратегию по стабильному развитию мировой энергетической системы, а также конкретный план действий по ее реализации, включая меры, направленные на решение проблем борьбы с негативными последствиями изменения климата, повышения энергоэффективности и достижения устойчивого развития.
В заключение хотел бы отметить, что Российская Федерация придает важнейшее значение деятельности ЮНЕП в решении глобальных и региональных проблем в области охраны окружающей среды, обеспечении экологической безопасности и содействии продвижению концепции устойчивого развития, общей координации международного природоохранного взаимодействия в рамках системы ООН.
Выступаем за дальнейшее повышение эффективности международного природоохранного сотрудничества под эгидой ЮНЕП и его дальнейшее наращивание в рамках имеющегося у Программы мандата. В этой связи хотели бы с удовлетворением отметить несомненный успех состоявшейся на прошлой неделе 24-й сессии Совета управляющих ЮНЕП, в ходе которой принят ряд важных решений по различным аспектам охраны окружающей среды (в частности, по мерам в области сокращения использования ртути и других тяжелых металлов).
С учетом набирающего обороты общесистемного реформенного процесса и, в частности, задач, поставленных в итоговом документе «Саммита-2005», перед ЮНЕП стоит непростая задача выведения взаимодействия государств-членов ООН в области окружающей среды на качественно новый уровень, соответствующий реалиям XXI века. Россия будет активным участником этого процесса.