Александр Богатырев, военный обозреватель, для РИА Новости.
В ходе недавних визитов в Испанию и Германию теперь уже экс-министр обороны России, а ныне первый вице-премьер Сергей Иванов заявил, что Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) фактически умирает. Для подобных утверждений есть веские основания.
Следует отметить, что ограничения обычных вооружений активно добивались государства Западной Европы, видевшие в СССР угрозу своей безопасности. Политические перемены, произошедшие в СССР в середине 80-х годов, позволили подписать 19 ноября 1990 г. между странами НАТО и Варшавского Договора документ, который вводил количественные ограничения на развертывание в Европе (от Атлантического океана до Уральских гор) тяжелой военной техники (танков, бронированных машин и артиллерийских систем сухопутных войск), то есть тех видов вооружения, по которым СССР превосходил НАТО.
Он получил название ДОВСЕ и позволил на основе беспрецедентной открытости в военной сфере провести быстрое и сбалансированное сокращение большого количества избыточных тяжелых вооружений и выйти на равные предельные уровни стран Западной и Восточной групп государств-участников.
Однако кардинально изменившаяся военно-политическая ситуация в Европе - распался Варшавский Договор и СССР, началось расширение НАТО на Восток, в том числе и за счет бывших советских республик, близ российских границ образовались новые государства Североатлантического альянса, которые не являлись участниками ДОВСЕ - потребовала адаптации договора. ДОВСЕ был адаптирован в 1999 году по инициативе России. Тем не менее «модернизированный» договор, который предполагает безблоковую систему национальных и территориальных (для каждого государства) уровней и открывает возможности для присоединения к нему новых участников, ратифицировали только Украина, Белоруссия, Казахстан и собственно Россия.
Больше семи лет Россия ждала от стран НАТО ответных шагов по ратификации адаптированного договора, но этого не произошло. Запад до сих пор руководствуется устаревшим, но устраивающим его вариантом ДОВСЕ. Тем самым базовые ограничения, включающие групповые и зональные лимиты, оказались размытыми, а в результате расширения альянса некоторые договорные уровни превышены.
Неадаптированный ДОВСЕ по сути уже не ограничивает военный потенциал НАТО, но ставит в крайне невыгодное положение Россию, которая выполняет взятые на себя обязательства, в то время как у ее границ разрастается военная инфраструктура альянса.
Например, на территории Болгарии и Румынии, формально входящих по устаревшему ДОВСЕ в «восточную» группу государств-участников, планируется размещение вооружения и техники армии США, относящихся по старому договору в «западную» группу. Недавно Вашингтон подписали с Софией и Бухарестом соглашения о создании на территории этих стран так называемых легких передовых военных баз. Однако «легкость» этих баз весьма условна, так как разместить на них планируется как минимум пять тысяч подопечных Пентагона. С принятием Болгарии и Румынии в НАТО альянс уже превысил фланговые лимиты на 1250 танков, около 2700 бронемашин и 1600 артсистем. С учетом других натовских новичков, сумма формально разрешенных максимальных уровней для района применения превышена на 5992 боевых танка, 8882 бронемашины, 5171 артиллерийскую единицу,1497 боевых самолетов и 515 ударных вертолетов.
В ответ на претензии Москвы Запад твердит, что договор от 1990 года играет позитивную роль и остается «краеугольным камнем европейской безопасности». На этом дело и заканчивается. При этом НАТО с завидной настойчивостью заявляет, что ратифицирует адаптированный ДОВСЕ только в случае выполнения Россией «стамбульских обязательств», которые в частности, касаются вывода российских баз из Грузии и Приднестровья. Однако на деле эти требования напоминают скорее политический шантаж и ставят Россию в тупик. Из Молдавии с 1999 года в Россию вывезено 59 эшелонов военного имущества, в том числе в 2003 году - 42 эшелона. Однако в результате срыва подписания миротворческого плана Козака по Приднестровью Москве из-за противоречий с Кишиневом удалось вывезти в 2004 году только один эшелон, после чего процесс застопорился. Более того, Молдавия теперь заявляет, что частью «стамбульских обязательств» России считает и вывод вооружений, принадлежащих Приднестровью. Наконец, Грузия требует эвакуации военных пенсионеров и их семей, проживающих в жилом городке бывшей российской военной базы Гудаута. Таким образом, на одной стороне пенсионеры, а на другой современные натовские танки, бронемашины и артсистемы.
В то же время США и их союзники по НАТО благодаря Договору имеют возможность практически в режиме реального времени осуществлять постоянный мониторинг общего состояния Вооруженных Сил России.
К чему приведет столь однобокий подход в первую очередь Вашингтона, не желающего считаться с мнением Москвы - догадаться несложно. Россия уже намекнула, что со своей стороны может приостановить действие Договора. А это означает, что она не будет обязана соблюдать ограничения по действующему ДОВСЕ, предоставлять предусмотренные им информацию и уведомления, а также принимать инспекции, но при этом продолжит придерживаться адаптированного договора и связанных с ним политических обязательств о сдержанности в военной сфере. Возвращение же в ДОВСЕ России станет возможным лишь в случае адаптации документа.