Рейтинг@Mail.ru
Проект вместо слова - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Проект вместо слова

Читать ria.ru в
Дзен
В современной российской литературе сложилась удивительная ситуация, тон задают не книги, не писатели, не шедевры, а проекты, продуманные стратегии продвижения товара на рынок услуг. Первым, кто выступил в качестве подобного проекта был Борис Акунин, он практически в одиночку - стратегически мощно и глубоко -разработал тактику своего появления на книжном рынке...

Обозреватель РИА Новости Анатолий Королев.

В современной российской литературе сложилась удивительная ситуация, тон задают не книги, не писатели, не шедевры, а проекты, продуманные стратегии продвижения товара на рынок услуг.

Первым, кто выступил в качестве подобного проекта был Борис Акунин, он практически в одиночку - стратегически мощно и глубоко -разработал тактику своего появления на книжном рынке. Например, скрыл свое авторство, за псевдонимом и только когда коммерческий успех идеи с детективом Фандориным ошеломил всех, снял маску - оказалось, что таинственный Б. Акунин это известный в узких кругах японист, переводчик Григорий Чхартишвили.

Кроме игры в анонимность, тот же Акунин вышел на книжный рынок автором сразу нескольких книг о похождениях сыщика. Написанные заранее, они между тем каждая дожидалась своего часа и выходила в режиме новинок. Наконец, Акунин настоял на минимизации своего творчества, его книги рекламировались и подавались как «чтиво», как нечто что не претендует на высокий статус литературы. Это было наиболее важное стратегическое решение новичка. Мало кто из писателей способен считать себя книжным кулинаром, наоборот все алчут вершин Парнаса.

Расчет Акунина оправдался. Тиражи его книг о похождениях сыщика Фандорина сразу стартовали с отметки в 100 000 экземпляров и раскупались за неделю. Уже через год его издатель господин Захаров заявил, что выплатил своему успешному автору около одного миллиона долларов. 

При этом критика была весьма милостива к успеху подобного «чтива» и - парадокс! - признала произведения Акунина достойными высоких оценок, хотя для наших критиков нет большего зла, чем успех у широкой публики.

Одним словом, тактика проекта доказала свою высокую эффективность.

Успех Акунина был тут же замечен издателями, и писатели массовой литературы стали отныне выстраиваться именно как издательские проекты. Александра Маринина, подавалась как работник милиции. Профессионал. Дарья Донцова как остроумная домохозяйка, которая с аппетитом пишет иронические детективы. Полина Дашкова рекламировалась как интеллектуалка на фоне изысканных интерьеров, как современная женщина-вамп. Не обошлось без курьезов - среди живых лиц стали появляться фантомы, например, некто Серова, проект издательства «Эксмо». Явно коллективный автор.

Из последних проектов наиболее удачными стал миф Оксаны Робски.

Она реальный представитель золотой богемы, молодая энергичная женщина поведала читателю о том, как эта богема с Рублевки живет на самом деле. Успех налицо.  Кроме того, обаяние и молодость Оксаны выгодно смотрелись на фоне немолодых соперниц. Робски легко вошла в мир телевидения, а сегодня именно ТВ окончательно закрепляет репутацию писателя, если тебя нет на экране, считай, что тебя нет и в жизни.

В этой же нише успеха оказался и журналист Минаев с книгой «Духлесс». При малых литературных достоинствах, проект Минаева побил все рекорды продаж.

Казалось бы, ну и что? Какое дело серьезной литературе до успехов издательской кулинарии и книжного фитнеса? Но в реальности все оказалось сложней. Серьезная литература стала тоже постепенно подаваться как проект, например, Виктор Пелевин, мистик, буддист, сатирик подается как объект моды, хотя весь строй его прозы это бунт против любых рыночных стратегий и политтехнологий  и особенно моды. Все его поведение антирыночно. Он не дает интервью, не появляется на экране. Его вообще мало кто видел за последние годы, он одиночка. Но даже эта мизантропия стала брендом Пелевина, писателя-невидимки, а его последняя книга «Ампир В» была запущена на рынок сначала в виде кражи хакеров, а только потом легла на книжный прилавок. Предыдущая книга Пелевина «Священная книга оборотня» открывалась предисловием автора, который утверждал, что данная книга «является подделкой неизвестного лица». Все эти крючки и заморочки, на мой взгляд, скорее всего проектная стратегия издательства «Эксмо», пиар ходы, рассчитанные на ажиотажный спрос; ничего подобного с Пелевиным когда он принадлежал издательству «Вагриус» не происходило.

В проект стали постепенно превращаться даже братья Стругацкие, хотя одного из соавторов уже нет в живых. Ставка сделана на актуальность романов, на затушевывание фантастики. Философия уступает игровому началу. В прошлом году, например, состоялась презентация видеоигры по мотивам романа Стругацких «Обитаемый остров», глубокая философская антиутопия превратилась в пальбу для подростков. А финалом этой стратегии стало решение Первого канала снять на основе романа самый пока дорогой фильм в истории постсовесткой России: $ 25 млн.

Что ж, казалось бы, какое дело высокой литературе до тактики секс шопа? Но, увы, сегодня ни один большой писатель не может, не учитывать давления рынка, и вынужден волей неволей работать с учетом сериальной мании. Даже будучи в оппозиции к проекту он становится проектом. Один из наиболее серьезных современных российских писателей Владимир Маканин только что вышел на книжный рынок с книгой «Испуг» о стареющем Сатирмене, где с прежним мастерством психологической школы наш классик анализирует проблемы сексуального угасания.

Как же будут развиваться такие проекты дальше?

Первое и главное, они, конечно же, будут развиваться.

Возможным проектом (а может, и нет) станет слияние раскрученных писателей, например, появится детектив, написанный сразу и Донцовой и Марининой. Так будут убиты не два, а десять зайцев.

Одним словом, проекты будут множиться как головы у змея-Горыныча.

Читателя и литературу остается только пожалеть.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала