Рейтинг@Mail.ru
Спасите наши души - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Спасите наши души

Читать ria.ru в
Дзен
30 лет назад вышло постановление правительства СССР о создании Космической Системы Поиска Аварийных Судов (КОСПАС), терпящих бедствие в любой точке земного шара. Быстрое определение координат места бедствия существенно (до 10 раз) сокращало время проведения поисковых операций по сравнению с традиционными методами, а также снижало риск аварий для экипажей самих поисковых судов и самолетов...

Юрий Зайцев, эксперт Института космических исследований РАН.

30 лет назад вышло постановление правительства СССР  о создании Космической Системы Поиска Аварийных Судов (КОСПАС), терпящих бедствие в любой точке земного шара. Быстрое определение координат места бедствия существенно (до 10 раз) сокращало время проведения поисковых операций по сравнению с традиционными методами, а также снижало риск аварий для экипажей самих поисковых судов и самолетов. Для нашей страны, располагающей огромными малонаселенными территориями суши и большими акваториями прилегающих морей, создание эффективной системы поиска и спасения имело существенное социальное и хозяйственное значение.

В официальных документах система получила название "Надежда", как и обозначение космических аппаратов, составляющих ее орбитальный сегмент. Конструкторской базой для них  послужили спутники отечественной навигационной системы "Цикада". КОСПАС создавалась как самостоятельная отечественная система, но одновременно с аналогичной американо-канадо-французской  SARSAT  (Search And Rescue Satellite - Aided Tracking) и при достаточно тесном взаимодействии, что обеспечивало их техническую совместимость. Первый спутник советской системы был запущен  в 1982 г. - "Космос-1383"  (в том же году с его помощью было обеспечено первое реальное спасение людей - граждан Канады), SARSAT -  в 1983 г.  В 1984  г. КОСПАС принимается в опытную, а в 1987 г. в штатную эксплуатацию в СССР. В 1988 г. по инициативе нашей страны подписывается Межправительственное соглашение между СССР, США, Канадой и Францией о сотрудничестве в использовании системы "КОСПАС - SARSAT" в интересах всего мирового сообщества. Оно действует в течение 15 лет и автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды. В настоящее время  официально присоединившимися к программе считаются 36 стран, включая четыре государства, которые являются сторонами  соглашения о международном статусе системы и обеспечивают эксплуатацию ее космического сегмента.

Основная научно-техническая идея космической системы поиска и спасения заключается в использовании нескольких спутников (минимум четырех,  расположенных на околополярных круговых орбитах высотой 800-1000 км) и оснащенных радиотехнической аппаратурой для обнаружения сигналов бедствия, передаваемых аварийными радиопередатчиками (радиобуями) АРБ, установленными на судах и самолетах.  Спутники совершают оборот вокруг земного шара примерно за 100 минут, при этом с них постоянно обозревается участок поверхности диаметром порядка 5000 км. Радиобуи включаются автоматически при авариях или ручным способом. Принятый спутником аварийный радиосигнал ретранслируется на наземные станции приема и обработки информации. Вычисленные координаты места бедствия передаются в национальные Центры системы, в России - в Международный координационно-вычислительный центр и после их анализа - в соответствующие поисково-спасательные службы.

КОСПАС  обеспечивает работу с двумя типами буев. Первый тип - источники аварийных сигналов SOS, эксплуатируемые с 70-х годов прошлого века, АРБ-121, т.е. излучающие сигналы на частоте  121,5 МГц.  Второй тип - АРБ, специально созданные для КОСПАС и работающие на частоте 406 МГц (АРБ-406). Они излучают радиопосылки один раз в 50 с, где в обязательном порядке содержится информация о стране-владелице буя, и терпящем бедствие объекте. Вероятность определения координат АРБ-406 при первом проходе космического аппарата в зоне видимости радиобуя составляет  практически 100%.

Россия в рамках своих обязательств по поддержанию космического и наземного сегментов международной системы "КОСПАС - SARSAT" должна постоянно обеспечивать работу в составе орбитальной  группировки не менее двух отечественных спутников, а также эксплуатацию трех наземных пунктов приема и обработки информации и одного координационно-вычислительного центра.

Последние годы в составе системы используются модернизированные спутники "Надежда-М". Еще в 2000 г. в Росавиакосмосе был защищен эскизный проект ракетно-космического  комплекса КОСПАС нового поколения на основе специализированного малого космического аппарата "Стерх". Серийно производятся аварийно-спасательные радиомаяки для самолетов, вертолетов, а также персональные для спасателей, геологов, туристов,  словом, для всех, кто может оказаться в труднодоступных местах в чрезвычайной и просто опасной        ситуации.  Эти радиомаяки предусматривают передачу аварийного сигнала и   координат их местоположения,  полученных, в том числе и от GPS/ГЛОНАСС приемников. По-видимому, это и имел в виду  министр обороны России Сергей Иванов, когда говорил, что воссоздаваемая сейчас отечественная  ГЛОНАСС позволит разыскивать заблудившихся  детей и  собак. За 25 лет эксплуатации благодаря  системе "КОСПАС - SARSAT"  были обнаружены и спасены более 17000 человек - граждан всего мира. И этот список  ежемесячно пополняется в среднем на 100 человек.

Россия, будучи  правопреемницей СССР в международном соглашении по "КОСПАС - SARSAT" достаточно  успешно выполняет свои обязательства в эксплуатации и развитии как космического, так и наземного  сегмента системы, а вот эффективно использовать ее так до сих пор и не научилась. По сути, сложилась ситуация, аналогичная той, которая уже не один год имеет место в ГЛОНАСС: космический сегмент системы был развернут в полном составе еще в 1995 г., а оснащение потребителей аппаратурой пользователя пустили на самотек. В настоящее время в мире используются приблизительно 660 000 аварийных радиобуев, работающих на частоте 121,5 МГц, и 285 000 - на частоте 406 МГц. Что касается российских воздушных судов, оснащенных  такими  буями, то счет идет на десятки и лишь в последние годы, в лучшем случае, - на первые сотни. Как и раньше, если где-то в тайге или тундре падает самолет или вертолет, то его не могут найти  месяцами.

После терактов на Ту-134 и Ту-154 Министерство транспорта России выпустило приказ об оснащении всех воздушных судов (самолетов и вертолетов), выполняющих полеты в воздушном пространстве РФ, аварийными радиомаяками системы "КОСПАС - SARSAT".  Но, к сожалению, и после этого мало что изменилось.

Об использовании россиянами  персональных аварийно-спасательных буев вообще ничего не слышно. И это при том, что система была  создана по инициативе нашей страны, а большинство космических держав, хотя и включили эту деятельность в свои программы значительно позже рассматривают ее в качестве одного из важных  элементов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала