Рейтинг@Mail.ru
Русские ссоры - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Русские ссоры

Читать ria.ru в
Все попытки западных звезд архитектуры работать в Советской и нынешней России, чаще всего плачевны по результату. Первым наступил на русские грабли великий швейцарец Ле Корбюзье. Социалист по духу, он был захвачен идеями нового общества и решился участвовать в сталинском конкурсе на проект будущего Дворца Советов. Того самого, который планировали построить на месте взорванного храма Христа Спасителя.

Анатолий Королев, обозреватель РИА Новости.

Все попытки западных звезд архитектуры работать в Советской и нынешней России, чаще всего плачевны по результату. Первым наступил на русские грабли великий швейцарец Ле Корбюзье. Социалист по духу, он был захвачен идеями нового общества и решился участвовать в сталинском конкурсе на проект будущего Дворца Советов. Того самого, который планировали построить на месте взорванного храма Христа Спасителя. И что же? Корбюзье создал блистательный проект современного здания для конгрессов. С маниакальной силой реализовал идею пожарной безопасности и эвакуации сотен людей: яблоко, брошенное на пол в любой точке зала заседаний должно было само выкатываться наружу!  А победил в конкурсе тяжкий зиккурат Иофана,  башня, увенчанная статуей Ленина ростом в 80 метров.

Корбюзье удалось реализовать в Москве один единственный проект - Дом Центросоюза на Мясницкой (1928-1935), но обозленный грубыми нарушениями замысла Корбюзье снял с проекта свое имя.

Именно на эту историю, сослался на днях другой швейцарец - Доминик Перро, в своем коммюнике, где пригрозил сделать то же самое.

А как все хорошо начиналось! Мариинской театр и городские власти Санкт-Петербурга  объявили международный конкурс на реконструкцию старого здания и строительство нового. Конкурс в честной борьбе выиграл Перро. Его замысел оказался самым ярким, особенно изумила идея накрыть золотой сеткой целый театральный квартал. На воплощение идеи были выделены баснословные деньги. Только стартовая стоимость проекта 321 млн. рублей! В этой точке Перро настоял на том, чтобы он и его бюро сами выбирали подрядчиков-производителей строительных работ.

Вот где ситуация завязалась в гордиев узел.

Наши строители были возмущены решением звезды, тем более, когда Перро публично заявил, что предпочитает сотрудничать с французскими фирмами, которые знает давно и качеству которых также давно доверяет.

В чужие руки уходили большие деньги.

Не буду утомлять перипетиями долгой закулисной борьбы.

Кончилось тем, что у Перро отозвали право на выбор строительных фирм и завернули на переделку всю техническую документацию. Точку в кризисе подвел на днях глава Роскультуры Михаил Швыдкой, который специально приехал в Петербург вывести ситуацию из тупика:

«У нас не было других оснований для конфликта с Перро кроме сроков. Сегодня мы имеем отрицательное заключение Главгосэкспертизы на проект Перро. По характеру ошибок в рабочей документации можно судить, что у архитектурного бюро Перро нет опыта в подготовке таких проектов».

Короче говоря, для завершения работы будет найден новый проектировщик, правда, сам проект останется без изменений.

У меня нет оснований сомневаться в выводах государственной экспертизы, странно только то, что здания, спроектированные архитектурным бюро того же Перро, строят по всему миру и только в России его команда вдруг обмишурилась.

Сам Перро, кажется, готов смириться с отставкой и ролью надзирателя за проектом:  «Я думаю, что будет разумнее освободить бюро от ненужных функций и передать техническую сторону дела нашим русским коллегам».

Похожий конфликт начал тлеть вокруг другого заграничного мэтра, речь об английском архитекторе Фостере, который выиграл проект застройки на месте разобранной партийной гостиницы «Россия». Фостер сегодня стал любимцем Москвы, именно его исполинская башня возводится сегодня в районе Москва-Сити, между прочим, самое большое здание Европы. Так вот, по замыслу Фостера на месте снесенного монстра будет построено несколько небольших отелей и жилых домов, которые раскроют вид на Кремль и Красную площадь и сделают центр столицы теплым и человечным.

Емкость гостиниц составит 1500 номеров различного класса. А изюминкой станет концертный зал мирового уровня.

Так вот, неожиданно концепция Фостера и его команды подверглась критике со стороны мэра столицы Юрия Лужкова на очередном заседании  градостроительного Совета. И хотя подробности критики остались за кадром, глава компании «СТ Девелопемент» ведущей перестройку Шалва Чигиринский уже поспешил отрапортовать, что критика конструктивна и будет принята во внимание.

Неужели и Фостер наступил на те же грабли, что и Перро?

Во всяком случае, печальный опыт работы мировых звезд в России говорит, что местная специфика будет посильнее их мировой славы.

Спрашивается, а что случилось с блистательным замыслом голландца Эрика ван Эгераата, который разработал проект пяти башен в честь знаменитых мастеров авангарда?  Пять небоскребов - Малевич, Кандинский, Родченко, Экстер и Попова - привели в восторг столичных архитекторов. Лужков  даже пообещал отдать под эффектные небоскребы лакомый кусок земли поблизости от ЦДХ на берегу Москвы-реки. Еще два года назад об этом трубила вся столичная пресса. Ну и что? А ничего - полная тишина.

Завершая историю злоключений мэтров в Москве, вернемся к зданию Центросоюза на Мясницкой. Что, собственно говоря, возмутило когда-то Ле Корбюзье? А вот что. Архитектор поставил здание на опоры в виде столбов, затем, чтобы под брюхом Центросоюза могли свободно ездить машины и прогуливаться люди. Так и построили, но. Но здание тут же окружили забором, как любой режимный объект сталинской эры. Никаких машин и пешеходов! И постепенно под брюхом громады вырос целый городок из бытовок, проходных, складов, гаражей и шедевр сросся с землей, присел как тяжелая жаба, исчезла легкость, свобода, просвет...

Узнав об этом, Корбюзье и впал в ярость. Потребовал снять свое имя.

Ну и что?

Сегодня любой прохожий может легко убедиться, что гнев гения пропустили мимо ушей - изуродованное здание украшает гордая мраморная доска с надписью о том, что сей дом, сооружен по проекту великого мастера.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала