Александр Имедашвили, Новости-Грузия - для РИА Новости.
После прекращения прямого авиационного сообщения между Грузией и Россией в октябре 2006 года грузинские и российские авиаперевозчики понесли серьезные финансовые потери. При этом грузинским компаниям срочно пришлось работать над переориентацией основных направлений полетов.
Как говорит глава компании "Национальные авиалинии" Георгий Кодуа, в результате того, что прямое авиасообщение между двумя странами было прервано внезапно, его компания понесла убытки почти на 600 тыс. долларов.
По словам Георгия Кодуа, Россия была одним из основных направлений полетов его компании. С ним согласен Тамаз Гаиашвили, президент авиакомпании "Airzena - Georgian Airways". "До прекращения прямого сообщения между Грузией и Россией мы выполняли ежедневные рейсы на Москву. Только из Тбилиси в Москву в месяц выполнялось 17 рейсов", - говорит он, полагая, что прекращение авиасообщения между двумя странами имеет мало общего с техническими или экономическими проблемами.
В то же время Александр Чхиквадзе, исполняющий обязанности директора Национальной комиссии по урегулированию транспорта Грузии, замечает, что решение российской стороны о прекращении прямого авиасообщения между двумя странами привело к тому, что грузинские авиаперевозчики более активно стали выходить на другие страны, осваивать другие направления полетов. "Нельзя быть ориентированным только на один рынок. Ведь если он закрывается - тогда конец. И это говорит о плохом менеджменте. И я очень рад тому, что грузинские авиакомпании смогли быстро изменить свою тактику и переориентироваться. Хотя конечно, Россия была для них одним из основных направлений полетов", - говорит Чхиквадзе.
В свою очередь заместитель генерального менеджера представительства авиакомпании "Сибирь" в Грузии Паата Камараули отмечает, что несмотря на то, что его авиакомпания переориентировала своих пассажиров, направляющихся в Россию из Грузии, на третьи страны и теперь из Тбилиси в Москву можно попасть через Баку или Ереван, все равно пассажиропоток значительно сократился. "Если бы сейчас были бы решены проблемы с прямым авиасообщением между двумя странами, мы бы уже думали о выполнении рейсов не только между Москвой и Тбилиси или Кутаиси, но и с Батуми, где строится новый международный аэропорт", - отмечает представитель авиакомпании "Сибирь". Паата Комараули отметил, что на сокращение числа пассажиров, которые вылетают из Тбилиси в Москву, повлияло также прекращение выдачи российских виз гражданам Грузии.
"Я очень надеюсь на возобновление прямого авиасообщения между двумя странами. Но тут замешана не только авиация, но и другие, более высокие инстанции. Я надеюсь, они урегулируют все вопросы. А мы готовы к выполнению полетов в обычном режиме", - отмечает представитель авиакомпании "Сибирь".
Исполняющий обязанности представителя ОАО "Аэрофлот-Российские авиалинии" в Грузии Вадим Коваленко сообщил, что его компании также пришлось переориентировать пассажиропоток из Грузии. "До октября прошлого года мы выполняли в месяц 25-27 рейсов из Тбилиси в Москву. Полеты были ежедневными. Ежемесячно мы перевозили из столицы Грузии в столицу России около 2800 человек. После того, как было прервано прямое авиасообщение между двумя странами, людей, которые имели на руках наши билеты на Москву, мы стали направлять в Баку и Ереван, откуда они могли попасть в российскую столицу", - говорит Вадим Коваленко.
"Сейчас количество тех, кто пользуется нашими услугами, чтобы вылететь в Россию, гораздо меньше. Многие из тех, кто летает из Тбилиси в Москву через Баку или Ереван, уже напрямую пользуется услугами армянских и азербайджанских компаний", - отмечает представитель "Аэрофлота". Он заметил, что на сокращение числа пассажиров повлияли не только транспортные проблемы. После их разрешения, считает Коваленко, его компания тут же будет готова к возобновлению рейсов в Грузию в полном объеме.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции