Интервью с начальником Департамента охраны общественного порядка МВД России генерал - полковником Николаем Ивановичем Першуткиным.
- Николай Иванович, в последнее время население обратило внимание, что меняется направленность работы постовых милиционеров, участковых уполномоченных милиции, по делам несовершеннолетних. Какие шаги принимает Министерство, чтобы наши граждане не беспокоились за свою безопасность?
- Вы справедливо отметили, что в последние годы заметно изменились подходы к организации деятельности служб и подразделений милиции общественной безопасности, работа участковых с населением, патрульных нарядов на улицах, транспорте и в других местах наполняется новым содержанием.
Поступают технические средства, возрастает мобильность нарядов, современные системы видеонаблюдения, связи и управления позволяют оперативно реагировать на сигналы граждан, их звонки, задерживать грабителей, хулиганов и тех, кто пытается поживиться за счет других. Результативность сотрудников МОБ в задержании преступников и правонарушителей на протяжении последних трех лет возрастает.
Нас активно стали поддерживать граждане, общественные и правозащитные организации, радует, что рабочие контакты укрепляются во всех звеньях.
Сегодня руководством МВД России, Департаментом охраны общественного порядка все вопросы, связанные с охраной правопорядка и безопасностью, а также о финансировании и материально-техническом обеспечении наших служб решаются в тесном взаимодействии с главами администраций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Результаты этой работы видны в регионах, сотрудники милиции получают новую форму, автотранспорт и многое другое, что повышает их настрой в работе и активность в борьбе с преступностью.
- Одна из серьезных проблем - рост уличной преступности. Каковы итоги работы милиции в этом направлении? Возможно ли в нашей стране использование зарубежного опыта?
- Действительно, в течение последних 5 лет отмечается значительный рост преступности на улицах и в других общественных местах. В прошлом году зарегистрировано 442 тыс. таких преступлений, что составляет 11,5% от общего числа зарегистрированных. Примерно такое же соотношение и в развитых зарубежных странах.
Следует отметить, что на улицах сократилось число убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, т.е. преступлений против личности.
И второй очень важный фактор, удалось почти на четверть снизить количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Уровень вооруженной преступности понижается.
Сохраняются тенденции к росту краж, грабежей и вымогательств - это основная причина роста уличной преступности. Мотивы таких преступлений сегодня связаны с завладением доступными объектами посягательств, как правило, мобильными телефонами, вещами, в том числе оставленными в автомашинах. Уличная преступность видоизменилась, преступники приспособились к современным условиям жизни.
Противоядие выработано, в городе Перми Министерством был проведен эксперимент по созданию АПК «Безопасность», который позволяет в режиме реального времени с помощью телесистем контролировать ситуацию на улицах, в парках и скверах, и что самое главное - сразу же реагировать на преступления, задерживать правонарушителей. Данная система очень эффективна.
Приказом Министерства она рекомендована к внедрению во всех регионах, в 15 субъектах уже функционирует, включает в себя около 700 таких подсистем. В Санкт-Петербурге, например, результативность патрульных нарядов в зоне работы АПК возросла в 3 раза, а раскрываемость преступлений - на 40%.
При разработке АПК «Безопасность» и подобных систем контроля наши специалисты изучали международный опыт, но им удалось создать технические средства, не уступающие зарубежным, на отечественной промышленной базе.
- Николай Иванович, вы затронули проблему краж мобильных телефонов. Число подобных преступлений растет, какие меры защиты надо принимать?
- Сотовой связью сегодня пользуются миллионы россиян, мобильные телефоны - не только средства связи, они имеют достаточно высокую цену, их легко сбыть на рынке, из рук в руки. Они наиболее распространенный объект краж, грабежей, разбойных нападений, по оценке специалистов в течение года регистрируется до 600 тыс. таких преступлений.
Сотрудники милиции ведут большую разъяснительную работу, как обезопасить себя, пользуясь мобильным телефоном в общественных местах, на транспорте. В связи с этим, лично рекомендую нашим гражданам соблюдать меры предосторожности, они всем хорошо известны. Не надо провоцировать преступников на кражи и нападения, демонстрировать мобильник.
Но это направлением мы считаем не главным. Как я уже говорил, выработана методика раскрытия таких преступлений с помощью видеосистем, они позволяют иметь фотографии и приметы грабителей, наркоманов, которые чаще всего совершают такие преступления. В судебных заседаниях, они, как правило, получают наказание в виде содержания в местах заключения.
Ведется работа с операторами сотовой связи, во многих регионах сотрудники милиции действуют совместно, выходят на решения, которые позволяют задерживать виновных лиц на территории всей страны. Такая практика повсеместно нарабатывается, надеюсь, что скоро наступит такой момент, когда завладение чужим мобильным телефоном станет бессмысленным, его нельзя будет продать и использовать.
- Глава МВД России Рашид Нургалиев в рамках создания государственной системы профилактики правонарушений уделяет особое внимание работе с категорией граждан из «группы риска». Какова, по вашему мнению, роль в этой системе участковых уполномоченных милиции?
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что государственная система профилактики правонарушений очень важное звено в борьбе с преступностью. Гуманнее предупредить человека от преступного шага, не тратить средства, чем потом ликвидировать тяжкие последствия, которые в большинстве случаев не обратимы.
В любом важном начинании, главное - заложить фундамент, создать базу, выработать алгоритм действий. Система государственной профилактики в стране работает, особо проявляется её социальная направленность, она осуществляется в интересах каждого россиянина - правопорядок и безопасность беспокоят любого человека.
В субъектах Федерации приняты комплексные программы, в прошлом году на эти цели израсходовано более 4 млрд. руб., действует свыше 3 тыс. межведомственных комиссий в регионах и муниципальных образованиях. Разворачивается работа по реасоциализации ранее судимых, злоупотребляющих алкоголем, наркоманией, а главное, что в центре внимания комиссий работа с детьми и подростками.
Участковый уполномоченный в этой системе занимают центральное место, в его работе на первом плане моделирование широкого спектра социальных, правоприменительных и иных мер в пределах административного участка, привлечение совместно с главами муниципальных администраций населения, общественных формирований и бизнесструктур к превентивным мероприятиям, рассчитанным на длительную перспективу. Он должен быть координатором, инициатором этой очень важной работы.
И не только, мы требуем от них личной активности в борьбе с преступностью. Ежегодно увеличивается число задержанных этой службой преступников, в прошлом году участковыми установлено почти 440 тысяч лиц, совершивших преступления. Сократилось число убийств на бытовой почве, краж из квартир, хулиганских проявлений, преступлений, совершенных в состоянии опьянения.
МВД России особое значение придает повышению мобильности участковых, их материально-техническому обеспечению. Сегодня сельские участковые могут быстро прибыть на происшествие, оказать помощь попавшим в беду и трудную ситуацию. За два года им поставлено только за счет средств федерального бюджета 6 тыс. автомобилей, специально подготовленных для этой службы. Все они оборудованы радиосвязью.
И еще один пример, участковыми активно используются возможности информационной системы «Правоохранительный портал», в ее структуре создан сервис «Мой участковый». Во многих регионах страны граждане уже имеют возможность обратиться к участковому по электронной почте с сообщениями, заявлениями и просьбами, мы приглашаем всех к сотрудничеству.
- Много проблем в профилактике преступности среди детей и подростков. Как они решаются?
- Предупреждение правонарушений в подростковой среде - приоритетная задача, она определяет наши перспективы на многие годы. Сегодня подростки нередко отлучены от школы, во многих случаях из-за необходимости содержать своих близких. Не все имеют возможность бесплатно посещать спортивные залы и стадионы, заниматься спортом, развивать свои способности по интересам.
Если не создадим им таких условий, не будем помогать на жизненном пути, то влияние улицы, преступной среды и их, на первый взгляд малозначительные проступки, скорее всего, могут привести к преступлениями.
На профилактических учетах в милиции состоит 76,5 тыс. подростков в возрасте до 14 лет, из них 55,3 тыс. - за совершение общественно опасных деяний.
Опыт работы с детьми в Краснодарском крае позволил выйти на формирование в стране нового института «школьных» инспекторов по делам несовершеннолетних, в 62 субъектах Российской Федерации 3,4 тыс. сотрудников этой службы работают с детьми непосредственно в образовательных учреждениях.
Совместно с педагогами они выявляют склонных к правонарушениям, проводят профилактическую работу в школах и неблагополучных семьях. Как результат, оздоровление обстановки среди несовершеннолетних отмечается во многих регионах.
Безусловно данной проблемой должна заниматься не только милиция. Сегодня наши сотрудники ведут работу в тесном контакте с представителями органов образования, здравоохранения, социальной защиты, многими структурами и общественными организациями, решают вопросы оказания помощи каждому «трудному» подростку.
Консолидация усилий в данной сфере позволила переломить негативные тенденции, впервые за последние годы число преступлений, совершенных несовершеннолетними, уменьшилось почти на 3%.
В предупреждении безнадзорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма и правонарушений в подростковой среде необходима поддержка гражданского общества, в первую очередь его наиболее активной части - молодежи и студенчества.
Масштабы такой работы расширяются, важно чтобы она осуществлялась во всех уголках нашей страны.
- Активно восстанавливается институт добровольных помощников милиции. Как Вы оцениваете этот процесс и насколько эффективна помощь общественности в обеспечении правопорядка?
- Участие населения в поддержании правопорядка, обеспечении безопасности очень важный фактор, он непосредственно влияет на состояние криминогенной обстановки в стране.
Члены народных дружин, студенческих отрядов, представители домовых ко-митетов, те, кто дежурят в подъездах домов и жилых микрорайонах, работники охранных структур - это надежные помощники участковых и постовых милиционеров.
При непосредственном участии общественных объединений в течение года было раскрыто более 41 тыс. преступлений, задержано 18 тыс. преступников, пресечено 462 тыс. административных правонарушений. Это весомый результат.
Центрами предупреждения правонарушений по месту жительства граждан становятся участковые пункты милиции и пункты охраны порядка. По стране их уже свыше 12 тыс., на их базе строится работа общественных объединений правоохранительной направленности.
В Российской Федерации действуют 34,7 тыс. общественных объединений правоохранительной направленности, в том числе 17,6 тыс. народные и 872 казачьи дружины, в их рядах 360 тыс. человек.
К сожалению, не разрешены проблемы законодательного обеспечения их деятельности, участия граждан в охране общественного порядка.
Поступает масса обращений с просьбой ускорить работу по принятию федерального закона «Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении праопорядка». Законопроект подготовлен, он крайне необходим, надеемся, что будет поддержан в Государственной Думе Российской Федерации.
Законопроектом предлагается определить статус общественных объединений правоохранительной направленности, правомочия по предупреждению и пресечению правонарушений, меры социальной защиты и стимулирования граждан, принимающих активное участие в такой работе.
- Есть еще одна острая тема, проблемы с содержанием задержанных и арестованных в изоляторах временного содержания (ИВС), соблюдением их прав. Что предпринимает МВД России в этом направлении?
-Та база, которую мы имеем сегодня, формировалась десятилетиями, некоторым ИВС более века, три четверти из них не отвечают требованиям российского законодательства.
Уже два года активно работаем по этому вопросу, сложности в том, что требуются значительные материальные затраты. Сегодня определены источники финансирования и наши перспективы.
В 2006 году объемы финансирования на капитальный ремонт, строительство и реконструкцию ИВС в 3,5 раза превысили суммарные расходы за последние пять лет. Возведено 10 новых зданий, приведены в соответствие установленным требованиям - 107.
Планом первоочередных мероприятий по строительству и реконструкции ИВС, совершенствованию их технической укрепленности предусмотрено за счёт средств МВД России в 2007-09 годах поэтапное выделение 1,5 млрд. руб.
Кроме того, проектом ведомственной целевой программы на эти цели планируется выделение еще 6,5 млрд. руб. Реализация данной программы позволит оборудовать 60% ИВС, использовать современные технические средства охраны, обеспечить условия содержания в них, сопоставимые с аналогичными в зарубежных странах.
Следует отметить, что эту большую работу мы ведем во взаимодействии с общественными и правозащитными организациями, главами администраций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Идет рабочий диалог, рассматриваем конкретные предложения, что мы можем сделать совместными усилиями.
- Во многих регионах закрывают медицинские вытрезвители, вместе с тем количество людей, скажем так, сильно пьющих, становится все больше. Считается, что подобные учреждения не нужны. Не могли бы Вы разъяснить ситуацию?
- Система вытрезвления граждан, пребывающих в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, сформировалась в 40-е годы XX века и с тех пор существенно не изменилась. Она себя исчерпала.
Совершенно очевидно, что оказание помощи лицам в состоянии алкогольного опьянения, лечение злоупотребляющих спиртным должно осуществляться на базе специализированных медицинских учреждений. При этом надо учитывать, что в стране ощущается высокая потребность в систематизированном лечении такой категории лиц.
Присутствие сотрудников милиции в лечебных учреждениях необходимо, оно должно быть минимальным - для проверки личности и поддержания правопо-рядка.
За пять лет число медицинских вытрезвителей сократилось в 2 раза, во многих регионах эти специализированные учреждения ликвидированы, что действительно создает большие проблемы, прежде всего для окружающих.
Такие лица потенциально опасны, очень часто совершают немотивированные преступления, сами становятся объектами преступных посягательств.
Вопрос о передаче медицинских вытрезвителей в органы здравоохранения прорабатывается в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, МВД России предлагает решить его в самые короткие сроки.
- По прежнему остается актуальным вопрос сдачи населением огнестрельного оружия. По оценкам специалистов в незаконном обороте находятся тысячи единиц оружия.
По Вашим оценкам, в каком регионе сложилась наиболее сложная ситуация с незаконным оборотом оружия? Как правило, какая категория граждан добровольно сдает оружие и какие его виды чаще всего передают в милицию?
- Объективно оценивая степень общественной опасности нелегального оборота оружия, необходимо отметить, что в незаконном владении продолжает находиться большое количество огнестрельного оружия, в том числе боевого.
МВД России реализуются меры, направленные на выявление и пресечение фактов незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов. В 2006 году изъято, найдено и добровольно сдано более 275 тыс. ед. огнестрельного оружия. Это больше, чем в предыдущие годы.
Хочу напомнить, что по инициативе Министерства, с 1995 года ежегодно проводятся профилактические акции по добровольной сдаче населением предметов вооружения, удалось легализовать более 400 тыс. ед. огнестрельного оружия.
Мероприятия по сдаче оружия на возмездной основе проводятся в 45 субъектах Российской Федерации. За последние годы граждане добровольно передали в органы внутренних дел 170 тыс. ед. оружия (2003 - 33,4 тыс., 2004 г. - 34,9 тыс., 2005 г. - 40,3 тыс.), из них треть - за вознаграждение. В 2006 г. выплачено около 33 млн. рублей за добровольно сданное оружие и боеприпасы.
Считаю, что этот шаг был верным - сокращается, и значительно, число преступлений, совершенных с их применением.
Оружие поступает в нелегальный оборот с мест боевых действий времен Великой Отечественной войны, где действуют "черные копатели", с Северного Кав-каза и из приграничных районов контрабандным путем. В Сибири и на Дальнем Востоке это связано с браконьерством и незаконным использованием оружия охотниками.
По статистическим данным МВД России в 2006 году сдано более 41 тыс. ед. огнестрельного оружия, в том числе 4,6 тыс. боевого и 34,9 тыс. - охотничьего.
Эти категории оружия наиболее часто используются при совершении преступлений.
Проводимые мероприятия по добровольной сдаче оружия имеют большой профилактический эффект. Человеку дается шанс не только избежать уголовной ответственности за его незаконное хранение, но и получить вознаграждение.
В настоящее время работаем над тем, чтобы на федеральном уровне нормативно закрепить единый порядок сдачи предметов вооружения на возмездной основе и систему выплат.