ПЕКИН, 8 фев - РИА Новости, Алексей Ефимов, Иван Захарченко. Самые первые шаги на пути ядерного разоружения Северной Кореи обсудят участники открывающегося в четверг в Пекине очередного этапа шестисторонних переговоров с участием высокопоставленных дипломатов из России, США, КНДР, Республики Корея, Китая и Японии.
По традиции переговоры "шестерки", ведущиеся с августа 2003 года, будут проходить в государственной резиденции "Дяоюйтай", название которой с китайского переводится как "Беседка для рыбалки".
На охраняемой территории на западе Пекина расположены десятки вилл, зданий для переговоров и торжественных приемов в парке, разбитом в традиционном китайском стиле - с реками, озерами и тенистыми зарослями.
Российскую делегацию на переговорах в Пекине возглавит заместитель министра иностранных дел Александр Лосюков, который был ее руководителем с самого начала диалога, но в 2004 году получил назначение на пост посла РФ в Японии. Теперь он вернулся на прежнюю должность.
На прошлой неделе в Москве Лосюков принял главу южнокорейской делегации - начальника так называемого Штаба мирных переговоров на Корейском полуострове Чхон Ен У. Дипломаты подтвердили стремление двух стран сотрудничать не только для достижения прогресса на шестисторонних переговорах, но и в более широком контексте - ради мира и безопасности в Северо-Восточной Азии.
Как заметил Чхон Ен У, участники диалога ожидают, что Александр Лосюков использует свой опыт переговорщика, чтобы добиться конкретных результатов в поставленной цели отвести от Корейского полуострова ядерную угрозу.
США в Пекине будет представлять помощник госсекретаря Кристофер Хилл, предварительно поддерживавший контакты со своим партнером из КНДР заместителем министра иностранных дел этой страны Ким Ге Гваном.
Из Японии на переговоры прибыл директор азиатско-тихоокеанского департамента МИД Кэнъити Сасаэ.
Китай, как страну-организатора переговоров "шестерки", представляет заместитель главы МИД КНР У Давэй.
Последняя такая встреча проходила в декабре 2006 года после 13-месячного перерыва - переговоры были заморожены КНДР в знак протеста против блокирования под давлением США ряда счетов в банке BDA в Специальном административном районе КНР Аомэнь (Макао). Предлогом для санкций Вашингтона стала борьба американской администрации с распространением фальшивых 100-доларовых банкнот, которые якобы были напечатаны в Северной Корее, несмотря на то, что эксперты сомневаются в технических возможностях этой страны для изготовления столь высококачественных подделок.
С декабря прошлого года финансовые представители из Вашингтона и Пхеньяна провели ряд встреч, обсудив возможность разблокирования счетов. Ожидается, что США пойдут на размораживание по меньшей мере половины счетов, общая сумма которых составляет $24 миллиона.
Банк BDA (Banco Delta Asia) располагает всего десятью отделениями, в которых работают 400 сотрудников.
После американо-северокорейских контактов по финансовым вопросам, которые проходили недавно в Пекине и Берлине, главы делегаций США и КНДР выразили надежду на достижение прогресса на предстоящих переговорах.
По данным сеульской печати, ядерное разоружение КНДР может быть достигнуто в четыре этапа: замораживание уже известных ядерных объектов, декларирование всех остальных ядерных объектов, обеспечение их проверки и демонтаж.
Как указывала на днях выходящая в Токио пропхеньянская газета "Чосон синбо", отражающая официальную позицию КНДР, на нынешнем этапе речь может идти "только об обсуждении вопросов, связанных с нынешними ядерными планами". Об этом в конце прошлой встречи в Пекине на пресс-конференции говорил и глава делегации КНДР Ким Ге Гван.
Только, когда США прекратят враждебный курс против КНДР, подчеркивает "Чосон синбо", и между двумя странами установится атмосфера доверия и исчезнет ядерная угроза, последует "дорожная карта" освобождения Корейского полуострова от ядерного оружия.
Иными словами, сейчас Пхеньян может лишь рассмотреть отказ от дальнейших планов в атомной области, а к свертыванию уже имеющегося ядерного потенциала согласится перейти только после того, как США нормализуют отношения с КНДР и прекратят попытки добиться падения нынешнего руководства в Пхеньяне и изменения социальной системы этой страны.
В октябре 2006 года Северная Корея произвела подземный взрыв своего первого ядерного устройства.
После Корейской войны 1950-1953 годов США и КНДР формально остаются в состоянии войны, поскольку между ними было заключено лишь соглашение о перемирии. При этом Вашингтон отказывается даже обсуждать идею заключения договора о мире, который лишит американцев оснований для сохранения в Южной Кореи 30 тысяч военнослужащих. Их содержание оплачивается южнокорейскими налогоплательщиками в размере порядка $800 миллионов ежегодно.
Неудачи США в Ираке по мере приближения выборов нового американского президента во многом обусловили поправки в курсе администрации Джорджа Буша, который после прихода к власти в 2001 году поставил Северную Корею в один ряд с иракским режимом Саддама Хусейна в так называемой международной "оси зла".
Ожидается, что в выработке американской дипломатии усилят влияние сторонники переговоров с Пхеньяном, а не инициаторы жесткой линии.
Российская делегация прибыла в Пекин с "осторожным оптимизмом", о чем заявил РИА Новости Александр Лосюков.
"Сама договоренность о проведении нового раунда свидетельствует о том, что появились обнадеживающие признаки подвижек в позициях отдельных участников", - сказал глава российской делегации.
В то же время, в пекинском аэропорту он предупредил журналистов о том, что сохраняющиеся разногласия между США и КНДР могут помешать достижению договоренностей на нынешнем этапе переговоров.
Весьма сдержан был в своих прогнозах и заместитель директора Института международных отношений университета "Жэньминь" в Пекине профессор Цзинь Цаньжун.
"Несмотря на некоторое потепление в американо-северокорейских отношениях и согласие КНДР возобновить шестисторонний процесс, достаточно трудно будет достичь каких-либо очень предметных результатов на предстоящей встрече. Прорыва не будет", - сказал Цзинь Цаньжун в интервью РИА Новости.
Однако, по его словам, возможно, будет выработана "достаточно конкретная схема со сроками осуществления шагов по урегулированию проблемы".
Среди российских экспертов нет единого мнения о том, чего можно ждать от предстоящих переговоров.
"Несмотря на то, что в декабре звучали пессимистические прогнозы, уже тогда было ясно, что основа для прогресса есть", - сообщил РИА Новости профессор Георгий Булычев, директор Центра изучения современной Кореи при Институте мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО).
По его словам, американская администрация изменила подход и подготовила план под названием "ранний урожай" (Early Harvest), который предусматривает уступки Северной Корее взамен на согласие заморозить 5-мегаватный ядерный реактор в Йонбене (около 100 километров к северу от Пхеньяна) и допуск инспекторов для его мониторинга.
Однако, по его мнению, в оставшиеся два года президентского срока Джорджа Буша на еще большие уступки КНДР не пойдет. О дальнейших уступках, по его словам, надо будет договариваться с новой администрацией США.
Булычев напомнил, что целью США остается полное, необратимое и проверяемое уничтожение ядерной программы КНДР и ее компонентов.
"Ясно, что в течение срока президентства Буша этого достичь не удастся", - подчеркнул ученый. - И у Северной Корее на руках здесь все козыри".
Предстоящая встреча в Пекине, добавил Булычев, "покажет, согласны ли США на достижение ограниченных результатов или будут максималистски настаивать на полном выполнении своих требований".
Гибкость в позиции США усматривает другой российский эксперт Александр Воронцов - заведующий Отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН.
"Комплекс факторов ведет к тому, что в позиции США проявилась гибкость и готовность по-новому взглянуть на ряд важных вопросов - двусторонние контакты с КНДР и возможность размораживания финансовых счетов в банке Макао", - сказал эксперт.
Как сказал Воронцов, если на предстоящей встрече "шестерки" в Пекине нынешние изменения позиции США найдут подтверждение, нужно еще посмотреть, "насколько они существенны и как далеко Вашингтон пойдет по этому пути".
По его мнению, формат шестисторонних переговоров оправдал себя в том, что, хотя ядерная проблема кроется в неурегулированных отношениях США и КНДР, другие страны "выступают в качестве гарантов соблюдения соглашений между Вашингтоном и Пхеньяном".
В сентябре 2005 года участники переговоров подписали совместное заявление, в котором изложены принципы отказа Северной Кореи от ядерной программы. Теперь стороны пытаются договориться о том, как их выполнить.
Во время первого ядерного кризиса на Корейском полуострове администрации Билла Клинтона в США удалось достичь в 1994 году в Женеве договоренности с КНДР о замораживании ядерного реактора в Йонбене взамен на строительство в этой стране международным консорциумом под эгидой США новой АЭС на двух легководных ядерных реакторах, которые трудно использовать для получения оружейного плутония.
До пуска первого из реакторов Соединенные Штаты тогда обязались поставлять Северной Корее топливо для обычных теплоэлектростанций в качестве компенсации потерь от остановки атомной энергетики. Одновременно обе страны начали переговоры о нормализации отношений.
Смена власти в Америке тогда фактически перечеркнула эти договоренности: сроки строительства АЭС были сорваны (вялыми темпами был сооружен лишь бетонный фундамент), поставки мазута для ТЭС были прекращены. Северная Корея стала всерьез опасаться ее превращения во "второй Ирак" и, разморозив реактор в Йонбене, северокорейские ядерщики приступили к процессу извлечения плутония из отработанного ядерного топлива.
По оценкам южнокорейских и американских экспертов, количества плутония было достаточно для производства одного-двух ядерных боезарядов.
На предыдущей встрече в Пекине северокорейская делегация дала понять, что намерена вернуться к договоренностям 1994 года. По неподтвержденным данным, появившимся в печати, КНДР будет настаивать на поставках ей не менее 500 тысяч тонн топочного мазута взамен на замораживание реактора в Йонбене.
Вместе с тем, в северокорейской прессе речь шла об "энергетических поставках", что может предполагать и другие формы компенсаций, которые будут обсуждаться на шестисторонних переговорах.
Ранее Южная Корея уже заявляла о готовности поставлять готовую электроэнергию в КНДР в объеме двух миллионов киловатт в год.
Если на первом этапе ядерного разоружения стороны договорятся об условиях на уровне 1994 года, в том числе о возобновлении строительства АЭС на легководных реакторах, партнеры КНДР надеются пойти еще дальше "женевских договоренностей".
Как заявил неделю назад журналистам глава МИД Южной Кореи Сон Мин Сун, в Сеуле будут добиваться не возвращения к состоянию, которое было до возникновения "второго ядерного кризиса", а свертывания всех ядерных программ КНДР.
По сообщениям южнокорейского агентства Ренхап, сроки свертывания ядерных программ Пхеньяна могут занять от трех месяцев до двух лет, о чем единого мнения сторон пока не достигнуто. В любом случае - это быстрее, чем время, которое отпускалось на те же цели по соглашению от 1994 года.
Свертывание ядерных программ, по замыслу партнеров КНДР на переговорах, предполагает достижение таких условий, при которых запуск реактора в Йонбене, используемый для производства плутония, будет уже невозможен.