Рейтинг@Mail.ru
Баку - Тбилиси: старый новый маршрут - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Баку - Тбилиси: старый новый маршрут

Читать ria.ru в
Дзен
На недавно прошедшем в Давосе экономическом форуме американский сенатор Джон Маккейн, высказав озабоченность по поводу российского энерговлияния на европейские страны, ратовал за ускорение прокладки по дну Каспия трубопровода из Казахстана и Туркмении через Кавказ в Турцию и далее в Европу. В этой связи запуск Южно - Кавказского экспортного газопровода Баку - Тбилиси - Эрзерум как нельзя кстати. В Тбилиси газопровод уже назвали «дорогой жизни», поскольку азербайджанский газ обойдется значительно дешевле «газпромовского».

Мамука Арешидзе, директор Кавказского центра стратегических исследований, член Экспертного совета РИА Новости.

Неформальный повод для визита Ильхама Алиева в Грузию - открытие нового международного аэропорта в Тбилиси. Но одним разрезанием ленточки дело не ограничится.

Связанные одной осью - иначе не скажешь об этих двух государствах, будь то их прошлое или настоящее. На недавно прошедшем в Давосе экономическом форуме американский сенатор Джон Маккейн, высказав озабоченность по поводу российского энерговлияния на европейские страны, ратовал за ускорение прокладки по дну Каспия трубопровода из Казахстана и Туркмении через Кавказ в Турцию и далее в Европу. В этой связи запуск Южно - Кавказского экспортного газопровода Баку - Тбилиси - Эрзерум как нельзя кстати. В Тбилиси газопровод уже назвали «дорогой жизни», поскольку азербайджанский газ обойдется значительно дешевле «газпромовского».

Неувязка в другом - Грузия  входит в Содружество Независимых Государств. О том, что СНГ давно и упорно себя не оправдывает, так же давно никто не спорит. Содружество не раз демонстрировало свою несостоятельность не только в экономическом, но и в политическом плане. Нагорный Карабах, Абхазия с Южной Осетией, Приднестровье - названия этих территорий стали уже нарицательными. Конфликтные регионы на постсоветском пространстве - гордиев узел, разрубить который так и не удалось. И это послужило определенным толчком к объединению Азербайджана, Грузии и Молдовы в ГУАМ. Украина также присоединилась к этой организации, но эффективнее она не стала.  Хотя и декларируются амбициозные планы по интенсификации четырёхстороннего сотрудничества во всех сферах, начиная с экономики, заканчивая борьбой с терроризмом и созданием миротворческого контингента по урегулированию конфликтов. Не является ли ГУАМ ещё одним мертворожденным ребенком? Или это ещё раз доказывает, что постсоветским станам необходимо углублять именно двусторонние связи. Не без учета, естественно, мнения крупных региональных игроков.

Грузия не скрывает своего стремления к НАТО, тем не менее для нее остается важным отношение России.  Баку долгое время удавалось лавировать между Москвой и Вашингтоном. Однако обрывать деловые отношения с Россией никак не входит в его планы. Азербайджан не собирается отказываться и от проекта транспортного коридора «Север-Юг» с участием России и Ирана. Вряд ли США будут в восторге, тем не менее, переговоры азербайджанская сторона с иранскими партнерами ведет. По проекту запланирована прокладка 330-километровой железнодорожной линии в Иране, реконструкция собственных стальных магистралей Азербайджана и соединение с железнодорожной системой России.

Без благословения США в течение ближайших двух - трёх лет будет осуществлён другой «железнодорожный» проект  Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку. Это подтвердил министр иностранных дел Грузии Гела Бежуашвили. Грузия получит заём от Азербайджана и Турции на строительство своего участка железной дороги. Только Баку выделит 220 миллионов долларов. Все финансовые операции во время строительства будет осуществлять Международный банк Азербайджана. Этот банк фигурирует и в других проектах, связанных с Грузией, он первым из госструктур Азербайджана начал вкладывать инвестиции в экономику соседнего государства, вернее, в недвижимость. В собственность банка перешли свыше тысячи квадратных метров земли и здание в центре Тбилиси. Серьёзный инвестиционный проект осуществляется крупной азербайджано-грузинской компанией, которая закупила нефтяной терминал в порту Кулеви. После сдачи в эксплуатацию он составит серьезную конкуренцию Батумскому. А это приведёт к снижению цен за перевозки нефти.

Все эти проекты, естественно, отразятся на росте товарооборота между двумя странами. За прошлый год из Азербайджана в Грузию поступило различных товаров почти на 225 миллионов долларов. Правда, в обратном направлении - только на 41 миллион с небольшим. Вот и получается, что, несмотря на некоторые трения, отношения между Грузией и Азербайджаном обречены быть конструктивными.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала