Рейтинг@Mail.ru
С чем Алиев едет в Грузию - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

С чем Алиев едет в Грузию

Читать ria.ru в
Дзен
Предстоящий 7 февраля визит главы азербайджанского государства в Тбилиси будет происходить в довольно сложных и противоречивых внешнеполитических условиях, возникших в закавказском регионе. В последнее время Грузия играет роль своеобразного индикатора отношений Азербайджана с двумя мировыми державами - Россией и США. Вашингтон в своем стремлении утвердиться на Кавказе, фактически превратил Грузию в рычаг воздействия на Азербайджан и Армению, чтобы вовлечь и эти страны в фарватер своей геостратегии.

Айдын Гаджиев, доктор исторических наук - для РИА Новости.

Предстоящий 7 февраля визит главы азербайджанского государства в Тбилиси будет происходить в довольно сложных и противоречивых внешнеполитических условиях, возникших в закавказском регионе.

В последнее время Грузия играет роль своеобразного индикатора отношений Азербайджана с двумя мировыми державами - Россией и США. Вашингтон в своем стремлении утвердиться на Кавказе, фактически превратил Грузию в рычаг воздействия на Азербайджан и Армению, чтобы вовлечь и эти страны в фарватер своей геостратегии.

США активно манипулируют проблемами во взаимоотношениях государств региона с Россией в топливно-энергетической сфере. Не случайно в фокусе их внимания оказалась нефтегазовая политика Азербайджана, одним из самых сложных и противоречивых аспектов которой стало взаимодействие с Грузией. С одной стороны, им пронизаны все объединяющие две страны транспортно-топливные проекты (нефтепровод БТД, газопровод БТЭ), с другой - являются фактором, способным деформировать принцип сбалансированности внешней политики Азербайджана.

Не секрет, что повышение цен на российский газ для Азербайджана не в последнюю очередь связано с российско-грузинскими отношениями. Как известно, с 10 января Грузия стала получать из Азербайджана 3 млн. кубометров газа в сутки по $120 за 1 тыс. кубометров газа. И, несмотря на то, что поставки азербайджанского газа были временно приостановлены 12 января, уже 15 января Грузия начала получать природный газ с месторождения Шах-дениз. В целом, согласно соглашению, в 2007 году с этого месторождения Грузия должна получить 250 миллионов кубометров природного газа, из них 200 миллионов кубометров бесплатно, как транзитная страна, а 50 миллионов кубометров - по льготной цене.

Другой, наиболее важной плоскостью азербайджано-грузинских отношений является наличие на территории двух государств этнополитических конфликтов со своими автономиями. Но при всей идентичности природы этих конфликтов, существует немало различий в динамике их развития. Если сторонами конфликта в Грузии является она сама и ее бывшие автономии, то в нагорно-карабахском противостоянии субъектами конфликта представляются  непосредственно Азербайджан и Армения. Что касается США, то в отношении к абхазской и южноосетинской проблем Америка стоит на твердых позициях сохранности территориальной целостности Грузии. В случае с Нагорным Карабахом подобной определенности не наблюдается. Декларируя свою приверженность восстановлению государственно-территориального комплекса Азербайджана, на практике Белый Дом исподволь оказывает солидную финансовую помощь Нагорному Карабаху и заигрывает с Арменией на предмет ее вхождения в НАТО. Окончательное преимущество будет отдано Вашингтоном, вероятно, той стороне, которая более решительно и недвусмысленно встанет в ряды его сателлитов.

В свою очередь Россия, принимая непосредственное участие в урегулировании конфликта Грузии с Абхазией и Южной Осетией, недвусмысленно дает понять Белому Дому, что абсолютно не нуждается в его "посредничестве" и намерена идти к преодолению конфронтационных отношений по всему периметру ближайшего зарубежья без участия США. Что касается Карабаха, то здесь Россия сохраняет равноудаленную от обеих сторон позицию. Союзнические отношения с Арменией и желание сохранить высокий уровень стратегического сотрудничества с Азербайджаном не позволяют ей однозначно встать на сторону какой-либо из конфликтующих стран.

Все это вкупе минимизирует возможность выработки Грузией и Азербайджаном совместной тактики по решению многолетних этнополитических  конфликтов на их территориях.

Продолжает сохраняться и гипотетическая возможность военного союза Азербайджана с Грузией при участии Турции. Хотя его оформление способно ужесточить блокаду Армении, но в развитии подобного сценария заинтересованы далеко не все. Принятие Конгрессом США законопроекта под названием "Интеграция Южного Кавказа и акт открытых железных дорог", препятствующий финансированию американцами строительства железной дороги Баку - Ахалкалаки - Карс в обход Армении, является серьезным сигналом для радикально проамериканского режима Саакашвили к корректировке своих действий. Лишившись американской помощи в осуществлении этого проекта, Грузия полностью положилась на ресурсы Азербайджана и Турции. Согласно проекту, азербайджанская сторона для строительства 30-километрового грузинского участка по проекту выделит Грузии 150 млн. долларов. Погашение суммы Грузия обеспечит за счет дохода, полученного от транзита грузов. В общей сложности, работы на грузинской территории оценены в 220 млн. долларов, оставшуюся часть которых предоставит Турция.

Но даже гипотетическое формирование подобного альянса вступит в противоречие с интересами России в регионе, что явно диссонирует с характером российско-азербайджанских отношений и помимо серьезных проблем ничего Азербайджану принести не сможет. И с этой точки зрения наличие такого военно-политического "триумвирата" маловероятно. Не говоря уже о Турции, действия которой в этом регионе строго регламентируются ее северо-атлантическими союзниками.

Таким образом, повестка дня азербайджано-грузинских отношений на сегодня включает в себя ряд проблем, в решении которых необходима выработка конструктивизма, в одинаковой мере учитывающего государственно-национальные интересы обеих сторон и исключающего наличие какого-либо альтруизма и односторонних уступок.

Особого внимания в этом контексте требует и откровенная социально-экономическая, культурная и политическая дискриминация режимом Саакашвили азербайджанской общины в регионе Квемо-Картли, о положении которой не раз было заявлено представителями Национальной ассамблеи азербайджанцев Грузии. Вполне вероятно, что этот вопрос будет одним из компонентов переговорного процесса на высшем уровне в Тбилиси.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала