Рейтинг@Mail.ru
Кому она нужна, эта тарифная война? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кому она нужна, эта тарифная война?

Читать ria.ru в
5 февраля Минэкономики Белоруссии опубликовало постановление о повышении тарифов на услуги транзита нефти по системе магистральных трубопроводов по территории республики. Нынешняя ситуация такова, что всякое очередное заявление Минска о введении дополнительных платежей за транзит, способствуют реализации на деле идеи Москвы о строительстве обходного экспортного трубопровода. Но стоит ли затевать это многомиллиардное дело?

Игорь Томберг, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН, для  РИА Новости.

5 февраля Минэкономики Белоруссии опубликовало постановление о повышении тарифов на услуги транзита нефти по системе магистральных трубопроводов по территории республики.  Нынешняя ситуация такова, что всякое очередное заявление Минска о введении дополнительных платежей за транзит, способствуют реализации на деле идеи Москвы о строительстве обходного экспортного трубопровода. Но стоит ли затевать это многомиллиардное дело?

Транзит российской нефти в сторону европейских потребителей подорожает в среднем на треть. Так, с 15 февраля 2007 г. тариф для РУП «Гомельтранснефть Дружба» на услуги по транзиту нефти по маршруту Унеча - Мозырь - Адамова застава (в направлении Польша-Германия) повышен на 34,6% - до 3,5 долл. (без НДС) за прокачку 1 тонны на 100 км. На маршруте Унеча - Мозырь - Броды (в направлении Венгрии, Словакии, Чехии, Украины) - на 31,6% - до 1,5 долларов. Балтийское направление, которое сейчас не действует из-за ремонтных работ на российском участке «Дружбы» на Литву, после своего открытия будет стоить нефтяникам около 3 долл. за прокачку через Унечу и Новополоцк до терминалов Mazeikiu nafta и Ventspils nafta.

Как отмечается в документе Минэкономики Белоруссии, указанные тарифы приняты из расчета среднего удельного тарифа на транспортировку нефти по системе ОАО «АК «Транснефть» по территории Российской Федерации - 0,6 долл. за 1 тонну на 100 км маршрута.

В министерстве указывают, что решение о повышении соответствующих тарифов принято в целях компенсации увеличившихся затрат на перекачку нефти, вызванных повышением стоимости энергоресурсов. Тарифы на перекачку российской нефти транзитом через территорию Белоруссии были введены в действие с 1 января 1996 г. и до настоящего времени не пересматривались.

По словам руководства «Транснефти» пока компания не получала уведомления о повышении тарифов от своих белорусских коллег. Что не помешало, однако, главе этой компании Семену Вайнштоку заявить, что компания приняла решение о строительстве новой ветки трубопровода мощностью 50 млн. т в год от российско-белорусской границы через Великие Луки до Приморска. «Мы приняли решение и будем развивать Балтийскую трубопроводную систему по маршруту Унеча (граница с Белоруссией) до порта Приморск», - сказал он.

Речь идет об увеличении портового терминала до 50 млн. тонн нефти. «Конечно, это очень дорого, очень и очень дорого», - признал Вайншток. Общая протяженность нового участка нефтепровода должна составить 1 тыс. км, а ориентировочная общая стоимость проекта - 2,5 млрд. долларов. С 12 февраля начнутся изыскательные работы.

Постоянные заявления Минска о введении дополнительных платежей за транзит нефти и газа по территории страны делают все более реальной возможность строительства экспортного трубопровода в обход республики. Таким образом, «Транснефть», видимо, намерена выполнить поручение Владимира Путина, о котором он говорил на своей пресс-конференции 1 февраля, снизить транзитный риск при экспорте российской нефти, исходящий от режима Александра Лукашенко. Хотя для начала неплохо было бы этот риск оценить.

Что касается потерь от повышения стоимости транзита, то их несложно подсчитать. По словам представителя Министерства экономики Белоруссии, средневзвешенная цена транспортировки российской нефти по территории этой республики составит 0,6 долл./т за 100 км против существовавшей ранее цены 0,41 долл./т. В сопредельных государствах тариф выше. Так, в Польше тариф на транзит нефти в направлении Германии - 0,9 долларов за 100 т/км, на Украине - в направлении Венгрии, Словакии - 0,89 долларов. Тариф на транзитную перекачку казахской нефти через территорию России составляет 0,73 доллара за 100 т/км.

Через Белоруссию ежегодно транспортируется до 80 млн. т российской нефти. Если до сих пор российские нефтяники платили за транзит по Белоруссии примерно 166 млн. долл. в год, то теперь будут отдавать 224 млн. долл.

В результате всех этих инициатив рентабельность экспорта для нефтяников явно не изменится. Дополнительные затраты при сегодняшних ценах на нефть будут, скорее всего, незначительны. Хотя, конечно, не все заинтересованы в работе с морскими перевозками вместо привычно сухопутного маршрута по «Дружбе». Цены на топливо для европейских потребителей также повышаться не будут. При этом даже повышенные на треть белорусские транзитные цены оказываются ниже, чем в соседних государствах. Речь идет о нормальном коммерческом процессе коррекции цен до какого-то средневзвешенного уровня.

Возникает вопрос: стоит ли рядовое событие, о котором раньше вряд ли бы кто упомянул в неспециальных изданиях, того, чтобы начинать многомиллиардную стройку дублирующего, по существу, нефтепровода? Президент Владимир Путин действительно ставил задачу снижения транзитных рисков при экспорте углеводородов. Однако ранее он ставил, например, задачу обеспечить экспорт 30% топлива в восточном направлении. Значит, придется поднимать добычу в восточных регионах России, строить систему трубопроводов. Это огромные суммы, которые, возможно, стоит действительно потратить на создание альтернативных рынков. Тогда и проблема транзитных стран получит свое решение.

Зарывать же миллиарды в землю из-за явно политических трений с обиженным Минском - решение узко корпоративное, далекое от государственных интересов. Тем более что уже сейчас, по словам того же Вайнштока, на западном направлении существует профицит нефтепроводных мощностей. На восточном же их вообще нет. А когда появятся, может не оказаться нефти для их заполнения - тогда придется брать западносибирскую. Речь сегодня идет об изменении стратегии поставок нефти и газа на внешние рынки. Но пока не слишком заметно стремление сосредоточить ресурсы для разворота на Восток. Без чего все нефтегазовые «восточные векторы», о которых любят писать журналисты и аналитики, останутся досужими разговорами.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала