Георгий Ситнянский, научный сотрудник Института этнологии и антропологии, для РИА Новости.
Президент Киргизстана Бакиев провел на пост премьер-министра бывшего министра сельского хозяйства Азима Исабекова. Неожиданной эта кандидатура может показаться только на первый взгляд. И дело не в том (или не только в том), что Исабеков, как и бывший премьер Кулов - уроженец Чуйской долины. Таким образом южанин Бакиев, нарушая персональный договор с Куловым (о том, что отставка премьера должна повлечь за собой и отставку президента), по крайней мере, не нарушил межклановый баланс, и без того после «тюльпановой революции» существенно сдвинувшийся в пользу южан.
Главное, возможно, в профиле работы нового кандидата в премьеры.
После того, как больше половины (по имеющимся у меня данным) «русскоязычного» населения выехала из Киргизстана, экономика страны превратилась в ярко выраженную сельскохозяйственную. Причем в сельскохозяйственную со скотоводческим уклоном, ибо киргизы в большинстве своем гораздо больше скотоводы, чем земледельцы. В Северной Киргизии земледельческая составляющая сельского хозяйства по большей части держалась на «русскоязычных» гражданах и дунганах, которые после известных революционных событий марта 2006 г. тоже начали выезжать из страны. На Юге, правда, земледелие держится на узбеках, доля которых в населении страны, напротив, растет.
Но так или иначе доля сельского хозяйства в экономике страны за прошедшие 15 лет существенно выросла.
Правда, и с традиционным для титульной нации скотоводством все не так просто. Если к концу советской эпохи поголовье скота в пересчете на овец составляло минимум 13-14 млн. при том, что пастбища республики могут при существующих экстенсивных технологиях нормально прокормить 8 млн. (специалисты называют это «перевыпасом»), что создавало угрозу непоправимой экологической катастрофы, то за годы экономических реформ произошел перекос в другую крайность: были моменты, когда поголовье овец в Киргизстане сокращалось до миллиона. Ясно, что это ненормальное состояние надо исправлять.
Помимо всего прочего, негативные явления в экономике страны вызвал массовый отток теперь уже самих киргизов (по разным данным, от 500 до 800 тыс.) на заработки за рубеж. Ясно, что ситуацию в экономике надо исправлять, и с этой точки зрения отставка силовика Кулова с должности премьера выглядит вполне логичной.
Здесь следует отметить, что надо было с самого начала, наоборот, Кулову становиться президентом, а Бакиеву - премьером, если говорить об их способностях и опыте. Но, так или иначе, если бы сейчас в качестве кандидатуры премьера предложили человека, подобного по всей своей биографии самому Бакиеву, то это означало бы, что Бакиев надеется на восстановление киргизстанской промышленности, и следовательно - на массовое возвращение уехавших «русскоязычных» или на столь же массовый приход в промышленность киргизов.
Трудно сказать, какая из этих надежд на сегодняшний день более фантастична. А вот предложение на пост премьера сельскохозяйственного работника дает обратный сигнал: промышленность не восстановить, забудьте, будем пока что основывать экономику на сельском хозяйстве.
Однако если и удастся таким образом обеспечить благополучие страны (насколько это реально - тоже отдельная тема), то тоже возникает минимум один вопрос.
Очевидно, что массовый переход почти 6-миллионного населения Киргизстана к сельскому хозяйству приведет к резкому росту поголовья скота, которое значительно превысит даже позднесоветские показатели. Для нормального существования одной скотоводческой семье надо не менее 100 одних только овец, так что даже если, допустим, половина киргизов перейдет к земледелию, поголовье вырастет не менее чем до 40-50 млн., что очень скоро приведет к экологическому коллапсу. Так что тут не обойтись без интенсивных технологий по образцу, скажем, Новой Зеландии (эта страна, имея площадь на 35% больше Киргизстана, выпасает 70 млн. овец), а следовательно - опять без промышленности, промышленных технологий в сельском хозяйстве. И, в свою очередь, без большого количества соответствующих специалистов, которых в самом Киргизстане в обозримом будущем взять просто негде (это не говоря о финансовых затратах).
Значит, от интеграции с более развитыми странами бывшего СССР (и от притока из них немалого количества кадров) никуда не деться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции