Василий Зубков, экономический обозреватель РИА Новости.
"Пятилетка" - слово из нашего недавнего прошлого, "трехлетка" - самого ближайшего будущего. В этом году впервые за постсоветское время будет принят трехлетний бюджет на 2008-2010 гг. В глобальном смысле речь идет об отказе от стратегий-однодневок и переходе к нормальному среднесрочному планированию. Как говорят в российском Минфине, это обычная практика всех развитых стран.
Напомним, что кабинет министров уже одобрил поправки в Бюджетный кодекс, согласно которым основной финансовый документ страны будет приниматься на три года вперед. Планируется, что первый из них, рассчитанный на 2008-2010 гг., примут в июле 2007 г. А депутаты Госдумы ожидают внесения проекта трехлетнего федерального бюджета уже через три месяца.
По словам вице-премьера правительства Александра Жукова, бюджетное нововведение позволит обеспечить связь расходов с ясными и понятными результатами действий министерств и ведомств. "Три года лучше, чем один, потому что деньги, которые остаются в конце года, будут переходить на следующий год, а не "теряться" - комментирует председатель Комитета Совета Федерации по бюджету Евгений Бушмин. А, по словам его коллеги сенатора Оганеса Оганяна, такое бюджетное планирование "означает предсказуемость российской экономики, ее стабильность и возможность строить долгосрочные прогнозы, дает меньшую зависимость от конъюнктуры цен на нефть". Теперь, считает сенатор, правительство сможет "закладывать в бюджет основные долгосрочные перспективы и рассчитывать инвестиции, в том числе государственные".
Похоже, в этом и есть секрет перехода к среднесрочному планированию: российская финансово-экономическая система уже выросла из "коротких штанишек", стараниями создателей Стабфонда не столь зависит от текущей нефтяной конъюнктуры, и полна решимости не останавливаться на достигнутом, наметив себе амбициозные параметры роста.
Однако проблема расходования бюджетных денег с наибольшей отдачей стоит не только в России, а многолетнее бюджетное планирование (МБП) придумали не сегодня - оно практикуется во многих развитых странах. Например, в Германии, Англии, Австрии, Канаде, Австралии, Великобритании, США. В последнее время интерес к бюджетному планированию на несколько лет вперед проявляют и страны Восточной Европы, в частности, Венгрия и Чехия. Почему?
МБП представляет собой предварительную оценку возможных расходов и доходов. Его главное достоинство заключается в том, что оно позволяет на несколько лет вперед просчитывать варианты бюджетной и налоговой политики, показать, какими могут быть доходы и расходы государства в ближайшие годы, что будет с государственным долгом и его обслуживанием. Кроме того, такое планирование дает возможность каждому ведомству заранее знать объемы финансирования. Например, нынешняя российская система не позволяет ведомству и бюджетной организации эффективно вести рассчитанное на несколько лет строительство объектов: оно не может получить деньги на три года вперед и самостоятельно перераспределять расходы, как того требует меняющаяся ситуация. Как следствие, ведомство при представлении заявок на финансирование на будущий год озабочено тем, чтобы денег дали не меньше, чем в прошлом году. При этом ожидаемые результаты по эффективности расходов зачастую даже не формулируются.
Между тем, например, в Австралии, Канаде, Новой Зеландии и Великобритании финансовый план, рассчитанный на несколько лет, используется главным образом для усиления прозрачности и эффективности распределения бюджетных денег. А в Германии - для достижения стратегических целей налоговой политики. Но и там, и там главный результат МБП - финансовая стабильность.
Интересно, что во многих странах многолетний бюджет является "плавающим" - одновременно с бюджетом на следующий год в парламенты на утверждение направляются расчеты на последующие годы (как правило, это 3-5 лет). Скажем, если в этом году будет принят бюджет на 2008-2010 годы, то в следующем - на 2009-2011 годы. Это позволяет корректировать бюджет с учетом изменений. Такое планирование довольно эффективно, поскольку гарантирует бюджетополучателям стабильность и реализуемость их долгосрочных программ.
А как разрабатываются многолетние бюджеты? В разных странах существуют различные методики. Так, в Великобритании, в отличие от Германии, разрабатывается только многолетний план расходов, а план доходов рассчитывается только на один год. Но при этом строятся прогнозные оценки доходных поступлений на четырехлетний период. На их основе министерства разрабатывают свои многолетние планы расходов. В Австрии среднесрочный финансовый план разрабатывается отдельно, вне подготовки годового бюджета. До 1994 года в этой стране многолетние бюджетные оценки строились для того, чтобы спрогнозировать, к каким последствиям могут привести решения государства в налоговой сфере через несколько лет. Теперь же многолетние оценки трансформировались в МБП.
Прогнозы на несколько лет вперед - тонкая материя, особенно в том, что касается будущих доходов. Министерство финансов Австрии, к примеру, готовит ряд среднесрочных оценок доходов, но они ежегодно корректируются. А в Германии прогнозные оценки доходов, закладываемые в многолетний бюджет, обновляются ежеквартально. Точность здесь важна. Например, в Австралии и Новой Зеландии многолетние прогнозы доходов сравниваются с многолетними оценками расходов. Это позволяет заранее обнаружить угрозу нехватки доходных поступлений в будущем. Поэтому почти во всех странах показатели МБП обязательно обновляются в ходе формирования годового бюджета, чтобы представляемый в парламент многолетний бюджет основывался на самых последних данных.
В основном позитивно настроены к среднесрочному бюджетному планированию и россияне. По результату проведенного на нашем сайте опроса (http://www.rian.ru/vote/59610174_results.html), около 29 процентов его участников полагают, что "трехлетка" позволит понять, куда мы движемся в среднесрочной перспективе. Любопытно, что почти 32 процента рассматривают "трехлетку" лишь как первый шаг к полноценной стратегии страны на 15-20 лет вперед. И, наконец, последняя весьма важная цифра - около 19 процентов опрошенных пока не видят, как среднесрочное планирование отразится на экономике и жизни людей. Очевидно, что успех трехлетнего плана как раз и будет определяться изменением позиции именно этих "недоверчивых" граждан.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции