Корреспондент РИА Новости Елена Карпова.
Несмотря на выдающиеся памятники культуры и прекрасные природные возможности для развития международного туризма, на Россию приходится всего один процент мирового туристического потока. И это при том, что Россия не относится к государствам, в которых часто происходят события, подрывающие въездной туризм. Здесь нет климатических катаклизмов, техногенных катастроф и эпидемий. По мнению президента Российского союза туристической индустрии Сергея Шпилько темпы роста туризма в Россию могли бы значительно вырасти. Однако в стране очень мало недорогих, но комфортабельных двух-трехзвездочных гостиниц.
«Между тем, среди туристов, основная масса которых – это представители среднего класса, знающие цену деньгам, такие отели востребованы больше всего»-, говорит Сергей Шпилько.
Совершенно очевидно, что эта проблема стоит на повестке дня и о ней, в частности недавно говорил мэр Москвы Юрий Лужков. В своей еженедельной телевизионной встрече с жителями столицы, мэр прямо заявил, что не стоит гордиться дороговизной Москвы, а надо строить для туристов дешевые гостиницы. Москва, рассчитывая к 2010 году серьезно увеличить поток туристов, в последнее время активно занимается реконструкцией старых гостиниц и строительством новых. И если сейчас в столичных отелях насчитывается около 70 тысяч мест, то через два года их число должно вырасти втрое.
Что касается сервиса в дорогих имеющихся гостиницах, то он ничем не уступает мировым 4-5-звездочными отелям в мире. Российские работники в отелях сегодня стажируются в лучших гостиницах мира, в основном у британских, американских, французских, немецких специалистов.
Если к этому добавить, что Москва быстрыми темпами реконструирует аэропорты, городскую инфраструктуру, то амбиции Москвы на рост туристического потока не представляются фантазией.
Наиболее охотно сегодня в Россию едут европейцы. Лидируют немцы, в прошлом году их было свыше 250 000 человек, в два раза меньше приезжало американцев, итальянцев. Туристы из Австрии занимают где-то шестое место, уступая французам. По данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, зарубежные путешественники в среднем в год оставляют в стране около 16 млрд долларов.
Что касается гостей из Австрии, то как отмечает гид одной из туристических фирм Елена Косова, они давно освоили российский туристический рынок. В России они обычно пребывают в течение 5-6 дней, живут в четырехзвездочных отелях и тратят около 500 евро. »Так ведет себя среднестатистический иностранец»,- говорит Елена Косова.
Эта категория туристов достаточно консервативна и выбирают традиционные, давно опробованные маршруты – то есть те, которые дают более полную картину жизни в России. Их интересует российский стиль жизни, обычаи и культура россиян. Они с удовольствием посещают ведущие театры, музеи, картинные галереи. «Есть среди них такие, кто заранее узнает о наиболее колоритных московских местах и очень просят меня свозить туда, например, раньше я всегда возила гостей на художественный рынок в Измайлово, но сегодня он сгорел»-, рассказывает Елена Косова.
Рост интереса к России со стороны австрийцев Елена объясняет еще и тем, что между двумя странами сложились прекрасные отношения, и что австрийцы традиционно пользуются в России уважением и авторитетом, как страна, давшая миру выдающихся музыкантов. «Хотя должна признать, что австрийцы больше знают о России, чем русские об Австрии,-» утверждает московский гид Елена.
Один из важных вопросов, тормозящих развитие туризма – сложная въездная визовая процедура. Российские туроператоры постоянно аппелируют к правительству, настаивая на решении этих вопросов. »В первую очередь, целесообразно было бы упростить въездные формальности – визовые и таможенные – для граждан развитых стран, пусть даже в одностороннем порядке. Это особенно актуально в свете твердого намерения России добиться безвизового въезда ее граждан в страны Шенгенского соглашения»,- такое мнение высказал Сергей Шпилько в статье в прошлом году, опубликованной на сайте РИА-Новости.
Туроператоры привлекают туристов, рекламируя весьма привлекательные туристические маршруты. В России немало «белых пятен», «нехоженых троп». Ведь на огромной территории проживают десятки народов с их национальными особенностями. А уж о многообразии ландшафтов и говорить не приходится. Это и уголки дикой природы, в которых животные не боятся людей, потому что видят их впервые, и полярная экзотика – взять хотя бы остров Врангеля с его арктической тундрой, белыми медведями и овцебыками. Можно также сплавляться по диким сибирским рекам или по дальневосточному Амуру, ходить по девственным лесам северной Республики Коми, ловить рыбу в чистейшем южносибирском озере Байкал, смотреть на гейзеры дальневосточного острова Камчатка, покорять множество гор и исследовать пещеры, заниматься дайвингом в полярных водах… В этом что-то есть, уйти с аквалангом под воду на Северном полюсе. А покататься на лыжах на одном склоне с Владимиром Путиным, если повезет и он случайно также окажется на великолепных трассах Красной поляны под Сочи. Хотя, как говорят настоящие горнолыжники, лучше не надо, охрана хоть и ненавязчива, но не дремлет.
Не менее сильными туристическими магнитами обычно служат и историко-этнографические редкости. На их нехватку Россия никогда не могла пожаловаться, поскольку располагает в этой «игре», в принципе, даже большим числом козырей, чем страны Юго-Восточной Азии, Африки или Южной Америки. Сибирский буддизм и шаманизм, наскальные рисунки, могильные курганы, древние крепости – да мало ли в России явлений и вещей, достойных удивления и изучения? В некоторых регионах народные обычаи остаются почти неизменными. Встречи с подобной экзотикой и ожидают многие туристы – и с удовольствием живут в Сибири в юртах, ездят на собачьих упряжках, слушают знаменитое горловое пение тувинцев – жителей Восточной Сибири. Типично российские зимние развлечения и национальные праздники порой прельщают их больше, чем, к примеру, отдых на черноморских курортах.
Наконец, во многих странах мира уже не найти сувениров штучного производства. В России же сохранились уникальные ремесла с многовековыми традициями, и сувенирные изделия ряда регионов – это, по сути, настоящие произведения искусства. Взять хотя бы бурятскую резьбу по кедру, хакасскую – по камню, чукотскую – по кости.
По расчетам Всемирной Туристической Организации, у России есть все шансы для того, чтобы оказаться в десятке стран, наиболее популярных у туристов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции