Рейтинг@Mail.ru
4 февраля - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

4 февраля

Читать ria.ru в
Дзен
- 1722 - указом Петра I введена Табель о рангах
- 1881 - родился Яков Протазанов, один из зачинателей отечественного кинематографа
- 2000 - в Министерстве культуры РФ состоялась церемония передачи похищенной ранее иконы XV века «Борис и Глеб»

285 лет назад (1722) указом Петра I введена Табель о рангах

4 февраля 1722 года (24 января ст.ст) петровской Табелью о рангах было законодательно закреплено деление государственной службы на гражданскую, военную и придворную. С этим же законодательным актом связано официальное признание чиновничества как особой категории служащих, осуществлявших функции органов государственного управления на постоянной основе за соответствующее материальное вознаграждение.

С территориальным расширением российского государства количество чиновников в России неуклонно увеличивалось. Возникла острая необходимость в создании специальных органов для управления персоналом государственной службы. Разрядный стол, учрежденный Петром I в структуре правительствующего Сената, стал одним из самых ранних институтов подобного рода. Наряду с военнослужащими обеспечивался также учет гражданских чиновников. Здесь располагали данными о всех назначениях на «статские» должности, вели списки лиц, которые могли быть «определены» на вакантные места в системе государственной службы.

В мае 1722 года Разрядный стол был преобразован в Герольдмейстерскую контору, действовавшую в течение всего XVIII века. Через нее проходили дела о приеме на службу, назначении на должности, производстве в чины, перемещении на другие служебные места, увольнении из гражданского ведомства и др. Рост численности гражданских служащих и необходимость повышения уровня управления персоналом государственных органов в царствование Александра I потребовали создания специального Департамента Герольдии Сената. По сенатскому указу все министерства, ведомства и губернские правления ежегодно должны были присылать в этот департамент списки классных чиновников, их послужные формуляры с полной информацией о прохождении службы, изменениях в служебном положении, повышении образования, производстве в новые чины, получении поощрений (взысканий) и т.д. В Департаменте Герольдии Сената формировался общероссийский банк данных о количественном и качественном составе корпуса государственных служащих.

В 30-е годы XIX века правящие круги России были вынуждены принять дополнительные меры по упорядочению работы с чиновниками государственного аппарата, усилить влияние на формирование их состава, установить «особенное наблюдение за всем гражданским служебным персоналом в Империи». В этих целях было признано необходимым учредить особый Инспекторский Департамент Гражданского Ведомства как орган управления корпусом государственных служащих. Задачи и функции нового управленческого органа были определены в указе Николая I от 16 сентября 1846 года и Положении об Инспекторском департаменте. По Положению об Инспекторском департаменте в его ведение входило определение на службу всех классных чиновников, а также имеющих право на классный чин, производство в чины, назначение на должности определенных разрядов и должностное перемещение. В полномочия департамента были включены перевод из воинских чинов в гражданские, прием на службу принявших российское подданство иностранцев, оформление отпусков, увольнение со службы или исключение из гражданского ведомства вообще. Деятельность Инспекторского департамента получила положительную оценку правительства: разобщенность в процессе формирования состава служащих и чинопроизводстве сменилась упорядоченностью.

Устав о гражданской службе приобрел должный общественный вес и стал признанным регламентом для всего российского чиновничества. Но жесткая централизация в руководстве чиновничеством, вплоть до сосредоточения управления им в Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, не могла не вызывать серьезнейшие недостатки в работе с персоналом. Государственный аппарат с его многочисленным составом служащих превратился в очень громоздкий, медленно действовавший механизм, который все больше отставал от требований усложнявшегося год от года государственного управления. Указом Александра II в июне 1858 года Инспекторский Департамент Собственной Е.И.В. Канцелярии был упразднен. Основные вопросы, связанные с формированием и деятельностью персонала государственной службы, вновь перешли в ведение Департамента Герольдии Сената. Право приема на службу и назначение на должности в своих структурах чиновников VI,V и других, более низких классов получили министерства и главные управления. В начале 90-х годов XIX века правительство создало специальную комиссию для изучения вопроса о возможности восстановления Инспекторского департамента по управлению персоналом.

В мае 1894 года Александр III издал указ, согласно которому правительство возвращалось к централизованному руководству персоналом государственной службы. Упразднение Инспекторского департамента оценивалось отрицательно. С его ликвидацией связывались прекращение всякого контроля за выполнением Устава о гражданской службе, многочисленные отступления от правил ее прохождения и др.: «Ввиду всего вышеизложенного Мы признали необходимым подчинить непосредственному Нашему руководству и наблюдению все дела, касающиеся заведывания гражданскими чинами Империи в полном их составе, сосредоточив делопроизводство по сим делам в Собственной Нашей канцелярии, с тем, чтобы все представления по Инспекторской части вносимы были на рассмотрение Комитета, которому впредь именоваться Комитетом о службе чинов гражданского ведомства». Поступавшие в Собственную Е.И.В. Канцелярию дела по гражданской службе передавались в Инспекторский отдел. На основании необходимых справок и документов чиновники отдела готовили эти дела к рассмотрению в Комитете о службе чинов гражданского ведомства. Оформленные в отделе дела вместе с проектом Высочайшего приказа вносились Главноуправляющим Собственной Е.И.В. Канцелярии в Комитет для окончательного заключения, после чего дела поступали на утверждение государя. Вначале Комитет и Инспекторский отдел получили широкие полномочия - осуществляли управление высшими государственными служащими - чиновниками I-VIII классов. Однако в 1895 году подбор и расстановка чиновников первых трех классов из их ведения были изъяты. Это стало прерогативой лично государя.

Отменена эта система была только при Советской власти. В современной России действует федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года. Этим законом предусмотрены необходимые правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ, внедрение которых направлено на обеспечение эффективности государственной гражданской службы как одного из основных видов государственной службы.

287 лет назад (1720) ПЕТРОМ I издан указ о сооружении в Петербурге шлагбаумов

Указ, в частности, гласил: «...при Санкт-Петербурге для лучшего порядка к пойманию и пресечению воровских проходов и прочих непотребных людей, сделать по концам улиц  шлагбаумы, которые по ночам опускать и иметь при них караулы с ружьем...». В первое время вместе с солдатами дежурили обыватели, но вскоре от их услуг отказались. Взамен с горожан стали брать по гривне для усиления солдатской караульной службы. Через шлагбаумы ночью дозволено было пропускать докторов, лекарей, священников, посыльных и «знатные персоны» - при условии, что они имели при себе горящий факел, издалека предупреждавший стражу об их появлении.

126 лет назад (1881) родился Яков Александрович ПРОТАЗАНОВ, кинорежиссер, один из зачинателей отечественного кинематографа

Яков Протазанов родился в Москве. Окончил  московское коммерческое училище. Пришел в кино в 1908 году, сначала работал бухгалтером и переводчиком, но уже через несколько месяцев написал сценарий по «Бахчисарайскому фонтану». Снялся в фильме «Смерть Иоанна Грозного» в роли Гарабурды, работал помощником у режиссера А.Гончарова. В 1911 году выходит его первая  постановка - «Песнь каторжанина». С 1911 по 1917 год Протазанов поставил около 80 картин. Ставил он разное: откровенные фарсы, танцы знаменитых балерин, светские мелодрамы, уголовные драмы, костюмные, исторические боевики, но наиболее глубоко талант Якова Протазанова раскрылся в фильмах - экранизациях  произведений русской литературы: «Война и мир», «Бесы», «Николай Ставрогин», «Пиковая дама», «Отец Сергий». Две последние ленты, признанные лучшими из его ранних работ, отличаются высокой режиссерской  и операторской культурой, психологической глубиной актерской игры. В его фильмах раскрылись дарования И.Мозжухина, И.Ильинского, А.Кторова, М.Климова, И.Москвина, М.Тарханова, Л.Леонидова,  В.Марецкой, А.Войцик, Н.Баталова, М.Жарова, Н.Алисовой и других мастеров экрана. В 1920 году Яков Александрович  эмигрировал, работал в Париже и Берлине. Поставил там фильмы  «За ночь любви», «Правосудие прежде всего», «Тень греха». В 1923 году вернулся на родину и активно включился в советское кинопроизводство: поставил на студии «Межрабпом-Русь» фильмы «Аэлита», комедии «Закройщик из Торжка», «Процесс о трех миллионах», «Дон Диего и Пелагея», «Праздник святого Йоргена», которые пользовались большим успехом у зрителей и долгие годы не сходили с экранов. Комедиям Я. Протазанова свойственны сатирическая острота, юмор, увлекательный сюжет. В 1935 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Самая значительная работа Я.Протазанова в период звукового  кино - фильм «Бесприданница» - экранизация одноименной  пьесы А.Н.Островского (1937). Последние  работы Я.Протазанова - фильм-памфлет «Марионетки» (1934) и  комедия «Насреддин в Бухаре» (1943), ставшая значительным вкладом русского режиссера в развитие национальной узбекской кинематографии. В 1943 году ему было присвоено  звание заслуженного деятеля Узбекской ССР. Основная заслуга Протазанова в том, что он принес в кинематограф лучшие традиции литературы и театра. Умер Яков Александрович Протазанов 8 августа 1945 года.

66 лет назад (1941) родился Владислав Иванович ПЬЯВКО (1941), оперный певец

Владислав Пьявко родился в Красноярске, в семье служащих. Детство и юность провел в Норильске. Окончил норильскую школу рабочей молодежи. Работал шофером Норильского комбината, внештатным корреспондентом «Заполярной правды», художественным руководителем театра-студии клуба шахтеров и даже статистом в городском театре. В Норильске Пьявко поступил в музыкальную школу по классу аккордеона. В годы учебы в Коломенском артиллерийском училище у  Владислава Пьявко, что называется, «прорезался» голос, и он стал запевалой. 13 июня 1959 года, будучи в Москве по случаю отпуска, курсант Пьявко попал на спектакль «Кармен» с участием Марио Дель Монако и Ирины Архиповой (кстати, его будущей жены). Этот день перевернул его судьбу. Сидя на галерке, он понял, что его место на сцене. Через год Владислав Пьявко поступил в ГИТИС. После его окончания в 1965 году выдержал огромный конкурс в стажерскую группу Большого театра. В том году из 300 претендентов взяли всего шесть, в том числе и тенора Владислава Пьявко. В ноябре 1966 года Пьявко участвует в премьере Большого театра «Чио-Чио-сан» (партия Пинкертона). Заглавную партию на премьере исполнила Галина Вишневская. В 1967 году певца направили на двухгодичную стажировку в Италию, в театр «Ла Скала». Вскоре на Международном конкурсе вокалистов в Бельгии Владислав Пьявко завоевал первое место и малую золотую медаль среди теноров. В 1970 году - серебряную медаль и второе место на Международном конкурсе имени П.И.Чайковского в Москве. С этого времени началась интенсивная работа Владислава Пьявко в Большом театре. В течение последующих пятнадцати лет он исполнил здесь около 25 ведущих оперных партий и получил звания заслуженного и народного артиста РСФСР и народного артиста СССР. В декабре 1984 года певец удостоился в Италии двух медалей: золотой именной медали «Владислав Пьявко - Великий Гульельмо Ратклифф» и Диплома города Ливорно, а также серебряной медали Пьетро Масканьи общества «Друзья оперы» за исполнение труднейшей теноровой партии в опере итальянского композитора П.Масканьи «Гульельмо Ратклифф». В 1989 году Владислав Пьявко стал солистом Государственной немецкой оперы (Staatsoper, Берлин). Пьявко исполняет более 500 произведений романсовой литературы. Особое место в творчестве певца занимает музыка Георгия Свиридова. Пьявко является первым исполнителем его знаменитого цикла «Отчалившая Русь» на стихи Сергея Есенина. Владислав Пьявко - народный артист СССР, народный артист Кыргызстана, лауреат международных конкурсов, академик Международной академии творчества, первый вице-президент Международного союза музыкальных деятелей.

40 лет назад (1967) родился Сергей Михайлович ГРИНЬКОВ, двукратный олимпийский чемпион в парном катании на льду, четырехкратный чемпион мира, заслуженный мастер спорта

Сергей Гриньков и Екатерина ГордееваСергей Гриньков и Екатерина Гордеева познакомились на тренировках в ЦСКА. Катя пришла в спорт уже с хореографической подготовкой (с трех лет она танцевала в детском ансамбле «Калинка»). Оказалось, что для одиночного катания и у Кати, и у Сережи прыжки были недостаточно сильными, и тренеры решили объединить их в пару. Это случилось в августе 1981 года. Девочке тогда было одиннадцать, а юноше - пятнадцать. Вместе они выступали с 1982 года, еще будучи юниорами. Тогда и начали развиваться отношения не только прекрасной спортивной, но и будущей семейной пары. Сергей и Катя дебютировали на чемпионате мира 1986 года и сразу завоевали золотые медали. Они - многократные чемпионы мира и Европы, победители Олимпийских игр 1988 и 1994 года. В конце 1980-х - начале 1990-х годов их называли самой красивой парой в фигурном катании. В 1991 году звездный дуэт оформил свои отношения официально, а через год у них родилась дочь Даша. Сразу после родов Катя начала восстанавливать форму, чтобы скорее вернуться на лед. Во время одной из тренировок перед гастрольным туром «Звезды на льду» в американском Лейк-Плэсиде Сергею стало плохо. Он упал прямо на лед. Кате показалось, что все это из-за боли в спине, которая беспокоила Сергея в последнее время. Но у фигуриста случился сердечный приступ. Когда окружающие поняли, что он без сознания, немедленно вызвали «скорую». Но, несмотря на мгновенное прибытие медиков, помочь 28-летнему Гринькову не смогли. Врачи установили, что в течение последних дней Сергей перенес как минимум еще один более мягкий сердечный приступ, и если бы они об этом узнали раньше, то все могло бы кончиться иначе. В госпитале к Кате подошла доктор и тихо сказала: «Мы сделали все возможное, но не смогли его спасти». Похоронили знаменитого спортсмена в Москве на Ваганьковском кладбище. Попрощаться с Сергеем Гриньковым пришли тысячи людей. Многие не скрывали слез, не могли поверить, что у сказки о двух безумно влюбленных друг в друга людях может быть такой трагический финал. Через год после смерти Сергея в Америке вышла книга «Мой Сергей. История любви» на английском языке. Эпиграфом к ней стали строчки из стихов Анны Ахматовой «Я улыбаться перестала...».

7 лет назад (2000) в Министерстве культуры РФ состоялась церемония передачи иконы XV века «Борис и Глеб», которая была похищена в 1991 году в Устюженском краеведческом музее

Икона "Святые князья-мученики Борис и Глеб"Борис и Глеб - сыновья киевского князя, крестителя Руси Владимира Святославовича, после смерти которого в 1014 году они приняли мученическую смерть от вероломной руки своего старшего брата Святополка. Святые князья были канонизированы в XI веке при Ярославе Мудром и почитались в домонгольское время как на Руси, так и в Византии и на Балканах.  Икона Бориса и Глеба крупного размера в XII веке находилась в Софии Константинопольской, она слыла чудотворной, с нее делались многочисленные списки. Изображения святых Бориса и Глеба можно видеть на фресках ХIII века в Болгарии и Сербии. Русские люди видели в князьях заступников и молитвенников, летописи полны рассказов о чудесах исцелений у их гроба, о победах, одержанных с помощью святых. Во многих городах Руси строились храмы во имя Бориса и Глеба, они украшались росписями и иконами с их житием. Аскетичные фигуры князей облачены в киноварно-красное козно (плащ), в шапку с меховой опушкой, обуты в красные сафьяновые сапоги. В левой руке Борис и Глеб держат меч, в правой руке - крест, символ мученичества. В фигурах подчеркнуто их княжеское достоинство, они юношески тонки, головы слегка повернуты друг к другу. Икона Бориса и Глеба XV века из иконостаса Богородице-Рождественского собора города Устюжны Вологодской области представляет собой уникальный образец верхневолжской иконописной школы. В XVI веке икона была прославлена как чудотворная, а в 1608 году обрела всероссийскую известность как спасшая Устюжну от польско-литовского нашествия. В 1936 году Богородице-Рождественский собор был закрыт, а образ передан в краеведческий музей Устюжны. В 1970-е годы икона была отреставрирована в вологодских художественных мастерских. Красотой, совершенством и, конечно, большой стоимостью икона привлекла внимание преступников, которые после похищения в 1991 году вывезли ее за границу. Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия удалось получить сведения, что похожая по сюжету и времени создания икона фигурировала среди продаж у ряда западногерманских антикварных фирм и владельцев коллекций. Поиски вывели на господина Татунца, продавца антиквариата, который действительно в свое время, не зная о факте кражи, приобрел икону «Борис и Глеб», однако спустя некоторое время продал произведение в другие руки. Икона, запечатленная на фотографии, полученной из музея, оказалась идентичной той, которой некоторое время владел Татунц. В процессе длительных переговоров он пришел к решению выкупить икону из частного собрания и безвозмездно передать ее России. Стоимость иконы составила сто тысяч долларов США. В январе 2000 года икона была получена в Берлине и возвращена в Россию. 4 февраля 2000 года в Министерстве культуры РФ состоялась передача иконы «Борис и Глеб» представителям Вологодского областного управления культуры.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала