Рейтинг@Mail.ru
Кириленко: Украине могут помочь только досрочные парламентские выборы - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кириленко: Украине могут помочь только досрочные парламентские выборы

Читать ria.ru в
Проведение досрочных выборов я считаю возможным, поскольку политические предпосылки для этого давно созрели. В стране идет перманентная, жесткая политическая дискуссия, которая в социальном и экономическом плане не несет никаких благ избирателю. Кроме того, каждый день дискуссии о властных полномочиях разных ветвей власти приводит к все большему хаосу в политической жизни. Решить эту проблему может только досрочная избирательная кампания.

О ключевых вопросах внешней и внутренней политики Украины с корреспондентом РИА Новости Анной Вернословой беседовал лидер пропрезидентской фракции «Наша Украина» в Верховной Раде Вячеслав Кириленко.
 
- Вячеслав Анатольевич, как Вы можете прокомментировать отставку главы МИД Бориса Тарасюка? Может ли это повлиять на внешнеполитический курс Украины?
 
- Внешнеполитический курс Украины измениться не может, поскольку, согласно даже измененной Конституции, президент Украины Виктор Ющенко осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства. Внешняя политика останется прежней, и будет соответствовать тому курсу, который поддержали избиратели в декабре 2004 года во время последних президентских выборов. Вынужденная отставка министра Тарасюка является последним этапом спланированной политической расправы над абсолютно профессиональным, уважаемым в мире и конкурентоспособным министром иностранных дел, каковым является Борис Тарасюк. Не думаю, что от этой отставки выиграла Украина. Но я глубоко убежден, в любом случае, независимо от фамилии министра, внешнеполитический курс страны не изменится. Это будет курс на европейскую и евроатлантическую интеграцию.
 
- Кто может занять должность министра иностранных дел Украины? Поддержит ли антикризисная коалиция новую кандидатуру президента?
 
- Я не могу комментировать фамилии, поскольку выдвижение кандидатуры на пост министра иностранных дел входит в исключительные полномочия президента Украины, и он эту кандидатуру, несомненно, внесет. Если правящая коалиция заинтересована в том, чтобы Украины выглядела солидно на внешнеполитической арене, то, конечно, она поддержит любую кандидатуру, которую внесет президент Украины.
 
- В какой ситуации оказалась фракция «Наша Украина» после событий в Верховной Раде 12 января, когда блок Юлии Тимошенко поддержал антикризисную коалицию в голосовании за закон «О Кабинете министров»? Какие прогнозы на начало следующей сессии парламента Вы можете сделать? 
 
- Мы оказались в непростой ситуации, поскольку получили ощутимый удар в спину от коллег по демократическим силам, которые помогли правящей коалиции и правительству Виктора  Януковича преодолеть вето президента на закон о Кабмине. Это закон, который окончательно предоставляет властные полномочия правительству Януковича, в том числе, и те, которые предопределены в Конституции как исключительные властные полномочия президента. Это узурпация власти, о которой неоднократно говорили депутаты фракции «Наша Украина». Если подобное будет продолжаться и далее, мы будем вынуждены отстаивать демократические ценности, провозглашенные во время «оранжевой» революции самостоятельно, без надежды на помощь коллег из блока Юлии Тимошенко (БЮТ). Но мы все-таки надеемся, что подобное голосование (по закону о Кабмине) было неким «затмением», которое больше не повторится.
 
- То есть, Вы все-таки  готовы к сотрудничеству с БЮТ?

- Да, но мы готовы к сотрудничеству на равноправных началах, понимая, что мы - две сильные демократические фракции, которые пришли к власти благодаря голосам тех избирателей, которые хотели видеть демократические силы в парламенте вместе и объединенными. Это главный принцип, исходя из которого мы должны строить свою политику сотрудничества.
 
- Как Ваша фракция намерена действовать на следующей сессии парламента? Будете ли принимать участие в заседаниях? Планируете какие-то акции протеста?
 
- 12 января мы покинули сессионный зал, поскольку протестовали против внерегламентного рассмотрения закона «О Кабинете министров», который, к тому же, существенным образом нарушил действующую Конституцию Украины. В этом был наш протест. Конечно, с начала новой сессии мы продолжим работу в Верховной Раде, фракция «Наша Украина» будет принимать участие в заседаниях.

Поскольку мы являемся единственной в парламенте пропрезидентской фракцией, мы должны отстаивать ту платформу, с которой Ющенко победил на всенародных выборах два года назад. В своей деятельности мы будем использовать все методы, которые наработаны, в том числе, и в прошлые годы, оппозиционными силами, если необходимость таких методов будет диктовать текущая ситуация.
 
- Недавно Лидер БЮТ Юлия Тимошенко заявила, что ее партия приступила к разработке новой редакции Конституции Украины. В сложившейся политической ситуации для «Нашей Украины» более выгодна отмена политической реформы или усовершенствование вступивших в силу с 2006 года изменений в Конституции?
 
 - Лично я являюсь сторонником отмены конституционной реформы, поскольку считаю, что изменения в Конституцию приняты с грубым нарушением регламента и процедуры внесения изменений в Конституцию. Я не голосовал в прошлом парламенте все три раза за изменения в Конституцию, и являюсь открытым приверженцем президентской формы правления, потому, что именно такая форма правления обеспечивает в необходимой мере государственный суверенитет и территориальную целостность страны. Но, безусловно, необходимость осмысления новых конституционных реалий назрела. Президент Ющенко еще два месяца назад предложил участие всем политическим силам в конституционной комиссии, которая вместе с экспертами, ведущими юристами, представителями общественности, депутатами, членами правительства сможет обсудить главные конституционные проблемы в стране.

Теперешняя так называемая конституционная реформа, ничего, кроме политического хаоса для страны и избирателей не принесла. Мы находимся только в начале этого хаоса, и если голосование Партии регионов и БЮТ не является единичным, то мы можем, к сожалению, стать свидетелями нескольких совместных голосований относительно следующих изменений Конституции, которые коснутся вертикали исполнительной власти на местах и так далее. После такого рода изменений, а также возможных  изменений относительно дальнейшего уменьшения статуса президента Украины, страна напрямую столкнется с угрозой территориальной целостности и государственного суверенитета. Парламентская республика в чистом виде для Украины означает огромное противостояние сил, которые по-разному видят ее развитие. Такое уже было в нашей истории, и все, кто, называя себя демократами и государственниками, голосует за такого рода изменения, должны серьезно осмыслить последствия таких шагов.
 
- Какую альтернативу развития ситуации может предложить «Наша Украина»?
 
- Мы считаем, что последнее слово за Конституционным Судом. Фракция «Наша Украина» считает, что конституционные изменения приняты с нарушением регламента. Поэтому справедливое, непредвзятое рассмотрение судьями Конституционного Суда этой проблемы, расставит все точки над «І». И президент в результате такого рассмотрения получит те полномочия, за которые голосовал народ, когда избирал Ющенко президентом.
 
- Возможны ли досрочные парламентские выборы на Украине?
 
- Проведение досрочных выборов я считаю возможным, поскольку политические предпосылки для этого давно созрели. В стране идет перманентная, жесткая политическая дискуссия, которая в социальном и экономическом плане не несет никаких благ избирателю. Кроме того, каждый день дискуссии о властных полномочиях разных ветвей власти приводит к все большему хаосу в политической жизни. Решить эту проблему может только досрочная избирательная кампания. Юридические предпосылки для такого рода решения возникнут после вердикта Конституционного Суда, который рассматривает представления депутатов о легитимности действующего кабинета министров. Я думаю, что именно это рассмотрение является ключевым в юридической части этого вопроса. Политически решение о проведении досрочной избирательной кампании может быть принято намного раньше.

Расстановка сил в новом парламенте будет зависеть от воли избирателей. Я убежден, что демократическим  силам, особенно, если они будут объединены, успех на выборах гарантирован.
 
- Намерены ли Вы сотрудничать с антикризисной коалицией? Готовы ли совместно голосовать за принятие каких-то законов?
 
- Это может быть только голосование по стратегическим президентским инициативам, или по тем вопросам, которые имеют важное социальное или экономическое значение, то есть служат увеличению социальных выплат или делают более свободными условия для предпринимательской деятельности. К сожалению, как раз такие законопроекты правящей коалицией и правительством на рассмотрение парламентом не выносятся.
 
- Какими Вы видите существующие отношения в треугольнике президент - премьер - спикер? Как они могут измениться в перспективе?
 
- Конечно, отношения между ветвями власти в Украине весьма напряженные. Институт президента Украины старается путем внесения конструктивных предложений стабилизировать ситуацию и восстановить баланс между ветвями власти. А правящая коалиция в парламенте и правительство обеспокоены только увеличением собственных полномочий, закреплением монопольного положения в политике. Поскольку отказа от такой политики не предвидится, выходом могут стать досрочные выборы. Думаю, что они будут инициированы не только парламентскими силами, но и заявлениями громадного количества избирателей, которым надоело наблюдать за тем, как, не внося ни одного социального или экономического предложения, коалиция занимается лишь отвоеванием все  новых и новых властных полномочий.

Президент, является главой государства, и вносит конструктивные предложения. Было бы странно, если бы президент действовал деструктивно. Но часто его протянутая рука зависает в воздухе. Оппоненты публично ставят подписи под согласованными текстами, но очень скоро перестают придерживаться своих обязательств. В этом проблема Универсала национального единства, подписанного по итогам первого круглого стола.

Второй круглый стол, запланированный на 14 февраля, может быть результативным только при том условии, если нормы Универсала национального единства получат силу закона, и любые решения круглого стола будут иметь юридические последствия.
 
- Считаете ли Вы, что первый круглый стол, инициированный президентом, провалился?
 
- Я считаю, что он показал огромную дистанцию между словом и действиями у тех людей, которые пришли к власти в парламенте и правительстве. Для получения этой власти они готовы поставить подпись под любым документом, а после забывают о данных обещаниях и об интересах избирателей. Это не европейская практика, и такого рода поведение неминуемо получит должную оценку со стороны избирателей.
 
- Как Вы относитесь к спекуляциям на тему Черноморского Флота РФ на территории Украины? Стоит ли поднимать проблему ЧФ РФ до 2017 года?
 
- Спекулировать на этой теме не стоит, но ввести отношения Украины и РФ по этому вопросу в фиксированные рамки стоит. В этом нет ничего предосудительного. Я считаю, что в этом вопросе наши власти  должны действовать только в национальных интересах Украины. Мне известно, что по этому вопросу работают многочисленные рабочие группы. Конечно, речь идет и об арендных ставках,  и о невозможности передачи в субаренду площадей, которые арендуются ЧФ, нерешенным остается вопрос гидрографических сооружений и т.д. Проблем накопилось много, потому, что в годы правления президента Кучмы они не решались вообще. 
  
- Как Вы относитесь к идее проведения всенародного референдума по вопросам вступления в НАТО? Каковы могли бы быть его итоги и дальнейшие действия власти?
 
- Я считаю, что для вступления или невступления Украины в НАТО проводить референдум абсолютно не обязательно. Ни одна страна, которая решала для себя этот вопрос, не проводила по этому поводу референдум. Считаю, что можем обойтись без референдума и мы. Но оппонирующие стороны должны открыто представить обществу свои аргументы и вести сдержанную и аргументированную дискуссию по поводу плюсов и минусов, которые Украина может получить от вступления в НАТО. Наша политическая сила состоит из твердых приверженцев вступления Украины в Евроатлантическую систему коллективной безопасности. Мы считаем, что это благо для нашей страны, это усиление безопасности при меньших капиталовложениях, и поэтому мы будем и далее предлагать обществу аргументы в пользу  вступления Украины в НАТО.
 
- Кого из политических фигур или политических сил в России вы можете назвать партнерами или единомышленниками «Нашей Украины»?
 
- Мы готовы к взаимодействию с любым российским политиком, который считает, что отношения между Украиной и Россией должны развиваться на основе равноправия, взаимоуважения и дружбы. Я думаю, что в России достаточно политиков, которые лояльно относятся к Украине, понимают, что без экономического сотрудничества двух стран мы не можем говорить о благе наших народов. Мы готовы сотрудничать с любыми российскими политическими силами, которые признают необходимость сотрудничества между Украиной и Россией на основе договора «О дружбе, сотрудничестве и партнерстве», подписанном в 1997 году.
 
- Как Вы оцениваете украинско-российское сотрудничество в гуманитарной сфере в свете состоявшейся Межгосударственной комиссии Ющенко-Путин?
 
- Гуманитарное сотрудничество между Украиной и Россией   всегда было на высоком уровне. А то, что состоялась встреча президентов Украины и  России говорит о том, что множество мифов, которые распространяли недоброжелатели украинского и российского народов о новом украинском президенте, преодолено и в дальнейшем проблем в двусторонних отношений будет оставаться все меньше и меньше.
 
- Какие планы у фракции «Наша Украина» на ближайшее будущее?
 
- Планы у нас остаются прежними. Первая задача - противостояние реваншу антидемократических сил, который надвигается на нашу страну. Вторая, это реализация платформы президента в парламенте, его социальной, экономической и внешнеполитической доктрины. И третья задача -  поиск механизмов взаимодействия демократических сил в парламенте и вне парламента, поскольку противостоять реваншу может только объединенная демократическая оппозиция. Говорить о ней сложно, особенно после голосования БЮТ вместе с правящей коалицией 12 января. Однако, говорить об этом необходимо, поскольку демократические завоевания, территориальная целостность и государственный суверенитет станы намного важнее, чем личные или групповые симпатии и антипатии.
 
- Насколько комфортно ощущает себя «Наша Украина» в оппозиции и есть ли амбиции изменить ситуацию?
 
- Конечно, любая оппозиция хотела бы предложить обществу свою программу и реализовать ее. Мы находимся в двоякой ситуации, поскольку глава государства является нашим лидером. С другой стороны, мы становимся все более последовательной оппозицией к правительству, поскольку наши взгляды по системным вопросам диаметрально противоположны. Идет  политическая борьба и конституционные изменения, в случае их оголтелого и непродуманного продвижения, могут повлечь необратимые последствия для всей страны в плане ее государственности и суверенитета. Это главный вопрос для всех тех, кто подходит к Конституции не как к документу, закрепляющему полномочия власти, а как к Основному закону,  определяющему права граждан и возможности обеспечения этих прав со стороны государства. И над решением этого вопроса мы будем работать.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала