Анатолий Королев, обозреватель РИА Новости.
История прошлого века связала историю России и Германии в двойной узел. Практически четверть века два государства были смертельными врагами, и временами отчаянно боролись за победу. И хотя во второй мировой войне русские победили, Германия все-таки уцелела, а вот советское государство исчезло с лица земли, как прежде исчез Третий рейх. Это общее историческое фиаско делает отношения между нами особыми. Вот почему нам всегда есть дело до перемен в национальном сознании немцев, особенно, если перемены затрагивают болезненную тему нацизма и роли Гитлера в истории человечества.
До недавнего времени здесь царил статус-кво.
Гитлер как фигура находился вне сферы культуры. Долгие годы после войны существовал одновременно законодательный и негласный запрет на любую рекламу нацизма, на упоминание слова «фюрер», на чтение книги фюрера «Майн Кампф». Короче, Гитлер существовал за скобками национального сознания. Тут случались даже явные перегибы, например, были запрещены к показу два шедевра Лени Рифеншталь «Триумф воли» (о съезде нацистов в Мюнхене) и «Олимпия» (об олимпиаде в Берлине), а сама Лени стала жертвой долгих и весьма спорных судебных преследований за связь с национал-социализмом.
И вдруг!
Айсберг с духом фюрера появился на горизонте немецкой культуры.
Первой ласточкой стал фильм «Падение» (2005). Фильм о последних 12 днях жизни Гитлера в его подземном бункере в Берлине, который атакуют советские войска. Роль фюрера исполнил выдающийся немецкий актер Бруно Ганс, он известен нашему зрителю хотя бы по фильму Вима Вендерса «Небо над Берлином», где сыграл роль ангела Михаэля. Ангел влюбился в цирковую акробатку, и предпочел расстаться с небом ради земной любви.
Для тех же, кто не знает Бруно Ганса, поясню: это актер мощного положительного обаяния, типа нашего актера Алексея Баталова. Представьте себе, что Баталов играет, например, Лаврентия Берию. Надо ли спрашивать о результате такой игры? Разумеется, мы все проникнемся сочувствием к палачу.
Гитлер в исполнении Ганса предстает в образе добродушного человека, который обожает шоколадный торт, и страдает оттого, что его мечта - Третий рейх - рушится на глазах. Прежде Гитлер показывался в немецком кино как третьестепенный персонаж, как сумасшедший популист, а чаще всего оставался за кадром.
Здесь же Гитлер показан как кроткий мечтатель. А на его речь были брошены немалые силы - режиссер Оливер Хиршбигель отыскал единственную сохранившуюся запись, где Гитлер говорит нормальным тоном. Актер скопировал этот голос - у фюрера мягкий австрийский акцент.
Спрашивается, стоит ли единственное исключение из тысячи лающих радиозаписей делать основой для правдивого образа?
Фильм расколол немецкую публику, часть зрителей его не приняла, но часть - аплодировала.
Тут надо взять паузу и сказать о том, что, конечно же, феномен Гитлера до сих пор не разгадан. Та страсть, с которой рациональная до мозга костей Германия влюбилась однажды в фюрера, и увлеклась его идеалами, не поддается разумному объяснению. До фюрера такой взвинченной любовью немцев пользовался, пожалуй, только кайзер Фридрих Великий, который превратил Пруссию в несокрушимый таран. Но Фридрих хотя бы обещал своим немцам жизнь и процветание, а Гитлер обещал победу нации только после героической гибели лучших из лучших во имя Третьего рейха.
На следующий день, после того как Гитлер был назначен канцлером рейха, ему был показан фильм фирмы УФА «Утренняя заря». В этом фильме немецкая подводная лодка вступала в бой с английским миноносцем. Вступала в неравный бой и погибала. Но при этом, подводники демонстрировали полное торжество духа.
Гитлер был в полном восторге от лент. А когда старый моряк сказал с экрана своей матери: «Мы, немцы, вероятно, не знаем, как жить, но как надо умирать - это нам отлично известно», Гитлер встал и зааплодировал.
Короче, одна из тайн этого культа в том, что Гитлер не обещал побед, а призывал к героической смерти ради победы, к массовой готовности к гибели и - парадокс, - свое обещание выполнил: Германия, в конце концов, погибла. Но дьявольская страсть немцев к победе через смерть не умерла вместе с фюрером, вот почему любые перемены в психологической ауре, которая окружает роковое привидение, так значимы.
И что же! Вслед за фильмом «Падение» на экранах новая лента с тем же героем.
В Эссене только что состоялась шумная премьера фильма режиссера Дани Леви «Мой фюрер, правдивая история об Адольфе Гитлере». Причем, фильм сразу попал в лидеры немецкого проката.
Да, судя по отзывам, это сатирическая комедия. Да, Гитлер выглядит на экране смешным. Да, зрители с хохотом наблюдают за идиотом, роль которого исполнил актер Хельге Шнайдер. Гитлер наркоман, обожает свою собаку, которую одевает в нацистскую форму, сам лает, играет в кораблики, ползает по полу. Он не умеет говорить и на помощь несчастному обалдую приходит некий Адольф Грюнбаум еврей из концлагеря. Он учит фюрера правильной речи.
Стоп!
Честное слово - не смешно как-то все это. Слишком чудовищны преступления нацизма, чтобы мы весело хохотали над тем, как еврей из Дахау учит Гитлера ораторскому искусству. Не смешно и то, что его тоже зовут Адольф.
Во-первых, не смешно, потому что теперь уже не опасно.
Опасно было Чарли Чаплину, когда он снимал - в 1940-м! - свой шедевр «Великий диктатор», где еврей парикмахер оказался двойником властелина некой Томании Аденоида Хинкеля. Чаплин с усиками, а ля Гитлер и в карикатурной форме нациста прямо указывал на предмет своей пародии. Именно эта острота ситуации, риск, придала комедии Чаплина блеск остроумия, шарм гротеска. А сцена, где фюрер играет вместо мяча надутым глобусом земного шара, вошла в анналы киноискусства.
Между тем, время было нешуточное, вся Европа была под сапогом Третьего рейха, пали Прага, Париж, Варшава. Америка колебалась - вступать ли в мировую войну. Гитлеру тайно показали фильм Чаплина, и диктатор был в ярости, и многие опасались за жизнь Чаплина.
Сегодня смех над Гитлером лишен всякой опасности, смейся, сколько хочешь и потому это не очень смешно. Сегодня карикатура на Гитлера скорее выходка, эскапада, пощечина трупу, карикатура, а не поступок, как у Чаплина.
Словом, о комедии про Гитлера-идиота можно поспорить.
Во всяком случае, опрос общественного мнения (его провел популярный еженедельник) дал такую картину - 58 процентов отвергли идею сатирического фильма о Гитлере, и только 35 поддержали. Против сатиры выступил и центральный совет евреев Германии, еврейская диаспора опасается, что прокат такой ленты спровоцирует рост экстремизма.
И эти опасения можно понять, гибель Третьего рейха и самоубийство фюрера еще не означают, что Германия преодолела свою мистическую иррациональную тягу к самоубийству.
Здесь бы и ставить точку. Но вслед за фильмом «Мой фюрер...» в Берлине выходит спектакль «Хайль Гитлер!» по пьесе Рольфа Хоххута. Хоххут известная фигура, его пьеса -- трагикомедия о фюрере, он серьезный драматург и его работа содержит глубокий анализ проблемы зомбированной нации, в спектакле показаны комические страницы истории, высмеяна тяга обожествлять зло... Все это так, но ясно и другое: третий прецедент за два года говорит о том, что табу с образа фюрера снято. Гитлер вновь становится новостью.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции