В первых числах февраля в Москве прошел активный этап традиционной совместной командно-штабной военной игры (СКВШИ), которую организовали Министерство обороны России и Министерство обороны Белоруссии. В ней, как сообщалось в прессе, принимали участие представители военных, внешнеполитических, экономических и других заинтересованных ведомств, в том числе и Организации Договора о коллективной безопасности. А так же министры обороны двух стран Сергей Иванов и генерал-полковник Леонид Мальцев. Цель игры, утверждают силовики, - «выработать согласованные меры по защите национальных интересов России, Республики Беларусь и Союзного Государства, а так же отрегулировать механизм их реализации».
Вот так. Ни больше - ни меньше.
Союзного Государства пока нет и, вроде бы, судя по последним событиям, как-то не предвидится, а меры по его защите уже вырабатываются. Телега ставится впереди лошади, и никого это не смущает. Почему я вдруг заговорил об этом?
Накануне проведения этой СКВШИ президент Белоруссии Александр Лукашенко принял лидера КПРФ Геннадия Зюганова и пожаловался ему, что Россия «швыряла камни в сторону Белоруссии еще во времена первого президента», но тогда можно было договариваться. При нынешнем же руководстве на Белоруссию не первый год идет массированная атака. А она - «форпост России на Западе», и это «тоже стоит чего-то». И в качестве примера Александр Григорьевич привел Калининград, «который висит на нас», а так же «военные базы и транзит, за который платят копейки».
Очевидный вопрос: если у белорусского лидера такое, мягко говоря, обиженное отношение к руководству братской страны, так как это влияет на военный союз двух государств, на сотрудничество двух армий в рамках ОДКБ? Ответ на последний вопрос дал мне генеральный секретарь Организации Николай Бордюжа.
-Недавний нефтяной конфликт между Россией и Белоруссией, - сказал он, - к счастью, никак не отразился на деятельности ОДКБ и не оказал негативного влияния на деятельность Объединенной системы ПВО, на другие сферы обеспечения безопасности, где Россия и Белоруссия продолжают активно сотрудничать. Белоруссия в ОДКБ является одним из самых активных членов. Даже тогда, когда шел спор об условиях поставок нефти, мы не прекращали, а даже активизировали работу по подготовке белорусской стороной совместных антитеррористических учений, которые должны состояться весной 2007 года...
У меня нет оснований сомневаться в искренности этих слов. Хотя некоторые моменты в военном сотрудничестве двух стран вызывают озабоченность. Вот пример. Главнокомандующий ВВС России генерал армии Владимир Михайлов еще в середине прошлого месяца обещал, что до конца января будет подписано соглашение между Россией и Белоруссией о создании Единой региональной системы ПВО Союзного государства. На дворе - февраль, соглашения пока нет. Можно вспомнить, что обещание о подписании этого документа до конца ноября прошлого года было сделано на встрече министров в Бресте. Потом сроки визирования подготовленного и, якобы, всеми согласованного договора перенесли на конец декабря. Результат оказался тот же, что и сейчас. Почему нет подписей под Соглашением?
Ответ, увы, простой - белорусский лидер, видимо, не хочет или не может поступиться хоть толикой своего суверенного права принимать решение по всем вопросам, касающимся собственной страны и ее армии. Ведь в Соглашении о создании Единой региональной системы ПВО записано, что она станет частью Объединенной системы ПВО стран СНГ, а в нее войдут силы ПВО Белоруссии. Со стороны России - лишь средства Командования специального назначения (бывшего Московского округа ПВО) и 6-й армии ВВС и ПВО. И в случае необходимости (тут, думаю, и «запрятана та самая загвоздка» - В.Л.), Главнокомандующий ВВС России с Центрального командного пункта ВВС (он расположен в поселке Заря Московской области - В.Л.) сможет применять силы и средства ПВО Белоруссии. В свою очередь, командующий ВВС и ПВО Белоруссии сможет использовать те силы и средства Российской Федерации, которые включены в Единую региональную систему.
Предоставить право главкому ВВС России командовать белорусскими летчиками и зенитно-ракетными комплексами (без этого никакая военная организация действовать не может, - решение иногда нужно принимать в считанные доли секунд, на его согласование в верхах просто может не оказаться времени - В.Л.) в Минске, чувствуется, не хотят. Рука не поднимается подписать подобный документ. Ситуация примерно так же, как с введением единого рубля.
Все хорошо, все здорово - но право печатать деньги должно быть и у второй стороны, считают там, а не у одного финансового центра, как считают в России. Здесь другая ситуация - пожалуйста, командуйте российскими ВВС и ПВО, если это требуется. У вас есть такое право, и с ним согласны. Но отдавать русским генералам свое право, в случае чего, командовать белорусскими войсками в Минске пока не могут. А без единоначалия с высочайшей ответственностью лица, принимающего решение и отдающего приказы, армии нет и быть не может. Это азбучная истина. С ней никто не спорит, но, судя по постоянным переносам времени подписания Соглашения,... воз, как говорится, и ныне там.
Разговоры о том, что Белоруссия «форпост России на Западе», что «транзит и военные базы» чего-то там стоят, конечно же, имеет право на существование. Правда, при том условии, если руководствоваться слегка подвявшей логикой. Понятие «форпост» звучит красиво. Но сегодня, когда есть крылатые ракеты, вроде «Томагавков» и Х-555, которые летают на дальность в 2,5-3,5 тысячи километров, когда есть стратегические баллистические ракеты, такие, как «Трайдент», «Сатана» и «Тополь-М», «стреляющие» на дальность от 5.5 до 12 тысяч км, оперировать подобными категориями, как «форпост», уже, мне думается, сложно.
Да, радиолокационная станция СПРН «Волга» под белорусскими Ганцевичами, которая входит в 1-ю дивизию Системы предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства 3-й армии ракетно-космической обороны Космических войск России, представляет для Москвы весьма важное значение. Как и отдельный радиотехнический узел связи «Антей» ВМФ России, что расположен у белорусского города Вилейка. Они решают очень серьезные стратегические и геополитические задачи и почти ничего не стоят Москве, за исключением расходов на оплату электричества, тепла и денежного довольствия собственных военнослужащих, несущих там боевое дежурство. Минск, в отличие от Баку и Киева, которые за аренду подобных объектов, как станции СПРН, получают от России ежегодно по 7 и 5 млн. долларов соответственно, отказался от подобных выплат. Но давайте посмотрим, что он от этого выиграл.
Его армия, которая входит в ОДКБ, может быть предельно маленькой - даже не выбирать те лимиты, что определены Договором об обычных вооруженных силах в Европе. Минску не нужно иметь ядерного оружия - ни стратегических бомбардировщиков, ни атомных подводных лодок, ни стратегических ракет, как шахтного способа базирования, так и мобильного, содержание которого, обслуживание и модернизация требуют огромных денег. Значительно больших, чем 7 и 5 млн. в год. Да, могут мне возразить, эти виды вооружений - ядерные Минску не позволяет иметь Лиссабонский протокол. Но, давайте будем предельно честными. Белоруссия всегда может рассчитывать на российский ракетно-ядерный щит, который стоит за ее спиной. В военной доктрине России записано, что ее ядерное оружие служит гарантией безопасности и ее союзников. Белоруссия - союзник России, как по двустороннему договору, так и по Организации Договора о коллективной безопасности. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Риторический вопрос - «это чего-то стоит»?!
Замечу попутно, Киев и Баку не являются участниками ОДКБ. На них обязательства военной доктрины России не распространяются.
Подсчитаем другие «выгоды» Минска от участия в Организации Договора о коллективной безопасности. В 2006 году в Белоруссию были поставлены для перевооружения 115-й зенитно-ракетной бригады четыре дивизиона зенитно-ракетных систем С-300ПС. При экспортной стоимости одного дивизиона примерно в 180 млн. долларов белорусские военные получили их по внутрироссийской цене 13 млн. долларов. Есть смысл? Безусловно. Как и получать запасные части от братьев-славян, ремонтировать боевую технику на предприятиях России, покупать у нее другие машины и системы обеспечения боя по ценам завода-производителя. К тому же мы бесплатно предоставляем свои полигоны, свои системы ПВО для проведения боевых стрельб союзниками. Бюджет России выделяет ежегодно около ста миллионов рублей для обучения белорусских военнослужащих в вузах нашей страны. По тем военным специальностям, по которым Минск их готовить не может или не хочет организовывать их подготовку, так как такая работа стоит больших денег, а потребность в тех или иных специалистах достаточно маленькая. Два-три спеца - в год. Не окупает затрат. Сегодня, для сведения, у нас учатся около ста офицеров и 400 курсантов Белоруссии.
Было бы, конечно, нечестным подсчитывать те деньги, которые тратим мы на обеспечение безопасности наших соседей, и не упоминать тех средств, которые тратят они на обеспечение нашей безопасности. В том числе и на охрану своей границы, что, по большому счету, является и охраной нашей границы. На содержание тех двух стратегических объектов, о которых я уже упоминал. На изготовление, к примеру, «тележек» для нашего стратегического подвижного ракетного комплекса РС-12М2 «Тополь-М» или для оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер-М», для других систем вооружений, которые делает Минский завод тяжелых машин. Думаю, мы их тоже получаем не международной коммерческой, а, скажем так, по божеской цене.
Но остановимся. Не хочу нарываться на то замечание, которое уже сделал Лукашенко: «Что это за счет? Даже в захудалом колхозе экономисты так не считают». Тем более, что я - не экономист, да и между братьями, а я считал и продолжаю считать, что белорусы нам - кровные братья, такие подсчеты не должны иметь места. Помнить, что мы работаем друг с другом по самым минимальным расценкам, как и принято между союзниками и близкими родственниками, надо. Но кичиться этим не стоит. Не надо выставлять друг другу обидных претензий, «кидать камни». Ни к чему это.
Я не раз писал о том, что белой завистью завидую белорусским военным, о которых их государство заботится так, как это должно быть в уважающей себя стране. Об их окладах, об обеспечении их жильем, о пенсиях, о подготовке мобилизационного резерва, наконец.
Вот, самый последний пример, в Белоруссии принято решение не призывать в армию женатых. Даже тех, у кого пока нет детей. А наше Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба с энергией, достойной лучшего применения, пробило через Государственную Думу поправки, которые позволяют забривать не только женатых, но и отцов грудных младенцев, сыновей инвалидов и пенсионеров. И никого не волнует, как станет выживать молодая семья, что станет со стариками, которым некому будет даже воды подать. Не понимают некоторые наши генералы, что копеечными выплатами живого человека не заменить.
А о белорусских ничего другого не скажешь, как - молодцы. Умеют думать о людях.
Конечно, возразят мне, можно это делать, когда не надо тратить лишнего на оборону, на тот же ракетно-ядерный щит, о котором вы уже упоминали и на те дополнительные расходы, о которых тоже говорилось. Опять же сравнительно дешевый газ, нефть, бонусы от ее переработки... Но, выставлю свои аргументы, - у России огромный стабилизационный фонд - 88 млрд. долларов, золотовалютные резервы, которые занимают третье место в мире, то ли после Тайваня, то ли после Японии, - свыше 303,8 млрд. долларов, рекордные цены за нефть и газ, а умения тратить заработанные средства рационально, эффективно и с пользой, в том числе, и для армии и для тех, кто носит погоны, как не было, так и нет. Даже желания такого незаметно.
Многое мне нравится в белорусской армии, которая взяла много доброго из того опыта, что есть в передовых армиях мира, сумела применить его себе и своим военнослужащим на пользу. Наша армия, как мне представляется, здорово отстает в этом отношении, несмотря на «завершившиеся реформы» и те «реформы, которые никогда не закончатся». И никак не сложится у меня в голове, как можно объединять такие две разные военные организации - белорусскую и нашу, подобно тому, как впрячь в одну телегу - коня и трепетную лань? Конечно, всякое сравнение хромает, но когда я спросил об этом у одного из высокопоставленных белорусских генералов, он мне ответил:
-Будем брать все лучшее, что есть в той и другой армии.
Думаю, сделать это будет нелегко и почти невозможно, если вместо реального объединения, вместо действительной заботы об укреплении обороноспособности и безопасности двух государств, заботы о людях, которые им служат верой и правдой, на первое место станут выступать чьи-то амбиции, обиды, непонимание, невозможность объединить рыночную и социалистическую экономику...
Даже, несмотря на показательные СКШВИ.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции