Главная редакция общественно-политических материалов РИА Новости.
Шестая пресс-конференция Владимира Путина не принесла никаких сверхъестественных сенсаций. Что на самом деле хорошо, потому что явным образом свидетельствует о достаточно высоком уровне экономической стабильности. Иногда создавалось впечатление, что находишься на прямой трансляции приема граждан у юриста - столь специфичными и узкоспециальными казались некоторые вопросы, которые задавались в течение трех часов 32 минут 20 секунд. Одним из ключевых слов пресс-конференции стало понятие "диверсификация" - в контексте ухода от сырьевой структуры экономики и поиска альтернативных путей поставок энергоносителей. Первое оценено Путиным как магистральный путь развития экономики, второй сюжет стал поводом для того, чтобы упомянуть "страны-транзитеры", которым Россия заплатила 4,2 миллиарда долларов. А это, в свою очередь, актуализирует проблему диверсификации путей доставки российского газа основным его потребителям в Европу.
Экономика
Экономические сюжеты естественным образом оказались в центре внимания главы государства. Главной проблемой, которая нуждается в решении, президент счел слишком большую дифференциацию доходов населения страны. И это несмотря на существенные и статистические измеряемые успехи в социальной сфере - рост средней зарплаты, доходов населения, пенсий по старости. Естественный путь решения проблемы - обеспечение высоких темпов роста экономики. В этом контексте стало очевидным, что Путин не снял задачу удвоения ВВП - он настаивает на том, что среднегодовой рост российской экономики должен составлять около 7 процентов в год.
Вопроса о том, распечатывать Стабилизационный фонд или нет, президент коснулся как бы походя, но при этом сформулировал главную функцию этого инструмента финансовой и экономической политики - создавать "запас прочности" на случай падения цены на нефть. Значит, пока глава государства - на стороне Минфина, который является сторонником сохранения Стабфонда в нетронутом виде.
Главное достижение, по оценке президента, которая во многом совпадает с анализом многих экономических экспертов: почти 7-процентный экономический рост стимулируется в существенной степени уже не столько и не только внешнеэкономической конъюнктурой, но и внутренним инвестиционным и потребительским спросом. О чем, в частности, свидетельствует такой индикатор, как ускоренное переоснащение основных фондов и рост инвестиций в основной капитал (на уровне 13 процентов за 2006 год) и массовый приток частного капитала в Россию (одни только прямые иностранные инвестиции - на уровне 31 миллиарда долларов).
Все это позволило Владимиру Путину сформулировать базовую экономическую идеологему: от политики стабилизации и накопления Россия переходит к политике развития.
ТЭК
Энергетические проблемы, разумеется, это часть проблем экономических. Но, учитывая важность вопросов энергетической безопасности в России и в мире, об этом сюжете стоит поговорить отдельно.
Было видно, что Владимиру Путину не только нравится отвечать на вопросы, касающиеся проблематики энергетики, но и то, что он полностью владеет ситуацией.
Поэтому глава государства, отвечая на "неудобные" вопросы журналистов, часто занимал наступательную позицию. Например, как бы в ответ на обвинения Запада по поводу ненадежности поставок российских углеводородов и, как следствие, поиска европейцами альтернативных поставщиков, президент дал понять, что, частично в ответ на это, Россия ускоренными темпами строит трубопроводы на Восток, ищет альтернативу старым адресам на новых развивающихся рынках в третьих странах. Путин даже высказал надежду, что российский газ в близкой перспективе может добраться до стран Южной Европы и даже Израиля по второй очереди "Голубого потока". Из "старых" же партнеров он выделил энергетические компании Италии и Германии, отношения с которыми Россия строит на дальнюю перспективу с горизонтом 30 - 35 лет.
Отвечая на вопрос о намерении России создать газовый картель с Ираном, Путин заметил: "Газовая ОПЕК - идея интересная, мы над ней подумаем". Это - реальная новость, потому что несколькими днями ранее Министерство экономического развития и торговли России отвергло идею создания такой структуры. По словам же Путина, координация действий крупнейших поставщиков газа могла бы решить задачу безусловного и надежного обеспечения основных потребителей газа. Но пока, по словам президента, "мы не можем создавать какого-то картеля".
На вопрос греческого журналиста по поводу судьбы нефтепровода Бургас-Александрополис, о строительстве которого говорят уже полтора десятка лет, российский президент прямо объявил виновника задержки - "европейских покупателей российской нефти", которые, видимо, не заинтересованы в гарантированных поставках.
Внутренняя политика
Разумеется, центральная политическая тема, которая интересует всех - и элиту, и население, и журналистов, и иностранное общественное мнение - кто будет следующим президентом России. Ответы Путина на многочисленные вопросы, прямо или косвенно касавшиеся этой темы, можно было бы счесть уклончивыми ("Все, кому надо, на своих постах работают", "Никаких преемников не будет"), но внимательный наблюдатель мог заметить одну деталь: свои симпатии к тому или иному кандидату глава государства обещал высказать "во время предвыборной кампании". Скорее всего, имелась в виду не кампания по выборам в Госдуму, а президентские выборы. Значит, фамилия все-таки будет названа, но придется подождать, и подождать в течение долгого времени. К тому же, как выразился Путин: "Что вы меня раньше времени выталкиваете (из политики. - ред.), я и сам уйду".
Среди центральных достижений последних семи-восьми лет президент назвал восстановление территориальной целостности государства (имелся в виду как чеченский вопрос, так и управляемость регионов страны) и укрепление политической системы. Под последним глава государства имел в виду и отстраивание политических институтов, и партийную систему. Во всяком случае, судя по высказываниям Путина, он не считает предвыборную гонку двух "номенклатурных" партий - "Единой России" и "Справедливой России" - имитационной, и склонен оценивать первую партию как более либеральную по идеологии, а вторую - как социалистическую. "Зрелость политической борьбы зависит от зрелости субъектов борьбы", - констатировал президент, оценивая партийные баталии и намекая на то, что по "зрелости" политсистемы все-таки еще есть вопросы.
Пожалуй, еще одним наиболее значимым внутриполитическим сюжетом стал рост ксенофобских настроений в России. Президент видит как минимум две корневые причины возникновения этой проблемы: "фантомные боли" населения после развала Советского Союза, возникшее в связи с этим "чувство ущемленности наиболее многочисленных национальных групп" и неудачное регулирование рынка труда, когда ситуация на нем складывалась "не всегда в пользу коренного населения России". Президент не стал предлагать рецептов лечения болезни, но подтвердил, что с ней надо бороться.
Такими оказались внутриполитические акценты пресс-конференции.
Внешняя политика и имидж России
Путин в довольно миролюбивой форме отклонил традиционную критику Москвы за использование энергетических ресурсов в политических целях. Напомнив, что Россия всегда добросовестно выполняла свои газово-нефтяные обязательства перед иностранными потребителями, президент интерпретировал недавние конфликты с Украиной и Белоруссией исключительно как неоправданную реакцию на переход России на рыночные отношения с теми, кто хотел бы субсидировать свою экономику за счет российской казны.
Российский президент отверг предположение, будто Россия все в большей степени окружает себя "кольцом недоброжелателей". Когда ты предаешь национальные интересы, тебя немедленно начинают хвалить, заметил он, но если ты начинаешь выстраивать объективные, сбалансированные международные отношения, это вызывает критику. Успешное проведение минувшим летом саммита "Большой восьмерки" помимо прочего убедило Путина, что "у нас нет испорченных отношений, напротив, они становятся более устойчивыми и надежными".
В свою очередь президент подверг критике брюссельскую администрацию Евросоюза за непомерное субсидирование производства сельскохозяйственной продукции таких новичков, как Венгрия, которые потом стараются "сбросить" свой товар России. Ту же недобросовестную конкуренцию он усмотрел в санкциях, которые периодически налагаются Вашингтоном на российских производителей оружия.
Касаясь планов США развернуть системы противоракетной обороны в странах Восточной Европы, Путин подчеркнул, что это "никак не связано с нарастающей мощью России". Российские расходы на оборону в 25 раз меньше, чем расходы США, напомнил лидер. По его словам, идея разместить американские РЛС и ракеты ПРО в Польше и Чехии "имеет к России прямое отношение". Разве у Ирана или террористов есть баллистическое оружие? - риторически спросил Путин и предупредил: ответ Москвы будет ассиметричным и эффективным.
Президент не ушел от острых вопросов, касающихся повредивших имиджу России громких убийств, в том числе Анны Политковской. Россия осознает свою ответственность за раскрытие этих преступлений и готова сделать все, чтобы защитить прессу от насилия, заявил Путин. В качестве обнадеживающего события президент сослался на раскрытие другого резонансного убийства - зампреда Центробанка Андрея Козлова.
Что касается дела Литвиненко, то российский лидер вновь подчеркнул: этот бывший офицер конвойных войск и экс-сотрудник ФСБ, некогда судимый за избиения подследственных, "давно сказал о российских спецслужбах все, что он хотел сказать". Решать, кто виноват в его гибели, будет не следствие, а суд.
Путин по-прежнему считает, что люди, старающиеся нанести России ущерб, это беглые олигархи, скрывающиеся в Западной Европе и Израиле - явный намек на Бориса Березовского в Лондоне и Леонида Невзлина в Тель-Авиве. Тем не менее, президент не верит в теорию международного заговора с целью очернить Россию, точнее она его не беспокоит.
"Устойчивость нашего государства позволяет смотреть на это свысока" - это высказывание Путина, похоже, хорошо отражает его нынешнее самочувствие как уверенного лидера относительно преуспевающей, учитывая специфику её развития, страны.
Выводы
Политическое завещание Путина, вопреки ожиданиям многих наблюдателей, на пресс-конференции не было сформулировано. Рано. Все-таки Владимиру Путину еще почти полтора года работать на своем посту, и для завещаний, даже набросков к ним, - еще не время. Во всяком случае сообщать широкой публике о своих конкретных планах президент, будучи опытным политиком, явно пока не намерен - это противоречило бы логике его личной политической стратегии.
Мероприятие, скорее, можно было бы отнести к разряду ординарных, "рабочих" - и по вопросам журналистов, и по ответам президента. Хотя глава государства и обозначил наиболее значимые, с его точки зрения, экономические, социальные и политические достижения, а также самые очевидные тренды последних лет. Например, повторимся, он упомянул тенденцию перехода к новому качеству экономического роста. К росту более диверсифицированному по структуре и подталкиваемому внутренним спросом.
Диверсификация экономики и конкурентоспособность России становятся ключевыми словами. Возможно, в этом можно усмотреть главный итог пресс-конференции. И промежуточный итог почти семилетнего периода правления Владимира Путина.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции