Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Единые государственные экзамены, совмещающие выпускные за курс средней школы и вступительные в вуз, становятся в России всеохватными и почти безальтернативными. Только что Госдума одобрила окончательное введение новой экзаменационной системы. К 2009 году ЕГЭ будут проводить уже все российские регионы без исключения.
В 2001 году, на старте реформы, единые экзамены были экспериментом. С каждым годом они вовлекали все больше регионов и вузов, шла "шлифовка" процедур, связанных с этими письменными тестами. Теперь ЕГЭ (они проводятся по 13 предметам) фактически монополизируют систему аттестации знаний. В Министерстве образования и науки считают, что новая экзаменационная схема позволяет объективнее оценивать знания выпускников-абитуриентов и расширяет доступ к образованию.
Так, в 2006 г. из 500 тыс. выпускников, зачисленных в вузы по результатам ЕГЭ, 35% ребят были иногородними, 25,5% - сельскими жителями. "Любое общество всегда имеет систему образования, которая выполняет функцию равного старта для всех граждан", - подчеркивает идеолог реформы, председатель комиссии Общественной палаты России по вопросам интеллектуального потенциала нации, Ярослав Кузьминов. Спикер Госдумы Борис Грызлов убежден: "Введение ЕГЭ нанесет удар по коррупции при поступлении в вузы. Прежние вступительные экзамены были конкурсом не знаний, а сумм взяток".
В этом году ЕГЭ охватят 83 субъекта федерации, отчитываться в новой форме за школьный курс будут 70% выпускников - 840 тыс. человек. Свидетельства о результатах единых экзаменов примут 1800 вузов и их филиалов. Сфера действия новой системы все расширяется. Однако противоречий, связанных с ней, остается по-прежнему много.
Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков уверен, что ЕГЭ "проводятся без концепции, без финансового плана, без прогноза последствий в образовании". Зампредседателя Комитета по образованию и науке Госдумы Олег Смолин замечает: "Человеку 21-го века нужно развивать мышление, речь, способность общаться, творческие способности. Ничего этого ЕГЭ не делают. Вместо того чтобы развивать личность ребенка, учителя будут "натаскивать" на сдачу единых экзаменов". Экс-министр образования России Евгений Ткаченко подчеркивает: "ЕГЭ позволяют проверить сумму знаний и механическую память, но не оценивают способности детей. Это нормативный тест, который нестандартно мыслящих людей отсекает полностью. Между тем, наука основана именно на нестандартных подходах".
Нижегородская область - регион, протестующий против введения ЕГЭ. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев поясняет: "Как бы нам не потерять в образовании то, чем мы привыкли гордиться".
Новую систему не принял и МГУ им. Ломоносова - лучший университет страны, средоточие фундаментальной науки. Ректор МГУ Виктор Садовничий, как и ректоры ряда других престижных вузов, считает, что ЕГЭ не должны быть безальтернативными. "Мы будем продолжать искать талантливых людей через олимпиады. В прошлом году мы приняли более 2 тыс. школьников - победителей олимпиад, что составляет 40% всех принятых в МГУ на бюджет". Должны быть сохранены собеседования, традиционные экзамены, "работа с индивидуальностью", убеждены в Российском союзе ректоров.
Выпускники же и их родители рады тому, что теперь нужно сдавать вдвое меньше экзаменов. Именно с этой точки зрения позитивно оценивают новую систему 43% россиян - таковы данные ВЦИОМ. Психологи и врачи уверены, что единые экзамены избавляют школьников от многих стрессов.
В прошлом году ЕГЭ сдавали 830,4 тыс. человек. Но высшую оценку - 100 баллов - получили лишь 496 человек, или 0,05% всех экзаменовавшихся. И вместе с тем, по словам спикера Госдумы Бориса Грызлова, "ни один субъект федерации, который ввел ЕГЭ, впоследствии их не отменил".
"Решения должны приниматься консенсусом, - говорит министр образования и науки Андрей Фурсенко. - Между предложенным вначале законопроектом и сегодняшним вариантом - дистанция огромного размера". Так, теперь вузы могут вводить дополнительные испытания для абитуриентов, если для специальности необходимы особые творческие, физические или психологические способности. Возможности поступления в вузы с помощью олимпиад несколько расширяются. А срок действия результатов экзаменов увеличен до 2-х лет. "Такой закон - шаг вперед. При этом мы не потеряем то хорошее, что было", - делает вывод Андрей Фурсенко.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции