За два дня до премьеры "Острова" режиссер картины Павел Лунгин говорил: "Аудитория этого фильма - это мучающиеся люди, те, которые не потеряли надежду найти смысл жизни... Мы никогда не рассматривали этот фильм, как фильм для узкого круга зрителей. В нем нет ничего заумного или интеллектуального. Просто это фильм, который требует от зрителя определенной душевной работы". Расчеты режиссера и продюсеров оправдались. "Остров" Лунгина стал сенсацией прошедшей церемонии вручения премии "Золотой орел". Картине предрекали успех, но мало кто ожидал, что она победит в шести из восьми заявленных номинациях. Чем можно объяснить столь феноменальный успех фильма "Остров"? На этот вопрос РИА Новости ответили эксперты.
Полагаю, что фильм этот знаковый. "Остров" делал гигантский мастер, и спорить здесь довольно трудно. Это безусловно лихая работа. Просто очень здорово. Фильм может быть и не для массового зрителя, но в таком случае мы должны рассуждать о том, насколько мы должны приучать людей к такого рода кино. Это очень серьезная работа. "Золотых орлов" он получил совершенно заслуженно. Может быть, это показатель того, что ничего равного этому фильму у нас пока нет. Тут очень трудно что-то говорить, спорить или рассуждать. Я не дока в этом, я могу говорить только, что это очень сильная и серьезная работа.
Мне кажется, что фильм явился чуть ли не единственным, после двух "Братьев" Балабанова, по-настоящему идеологическим фильмом. То есть фильм, который попал в резонанс с самоощущением нации. Он не просто развлечение или художественный опус наши режиссеров, авторов, драматургов. Это идеологическое высказывание о том, что волнует абсолютно всех в стране, о чем люди думают, пусть и подсознательно, но не имеют возможности высказать. Это простое чувство, которое сплотило всю нацию, - чувство греховности нынешней жизни, неправильности, несправедливости, бессмысленности, безнадеги со всеми этими газовыми ценами, миллионами западных автомашин покупаемых в год, с Куршевелями и зарплатами в Москве свыше 600$, а в стране - выше 300$. Все эти достижения ничто рядом с чувством, что все мы живем в это пореформенное время с ощущением, что нам нужно обязательно каяться. Нам не надо работать, творить, добиваться успеха, нам не надо ничего буржуазного. Я бы назвал его новый русский левый фильм, посткоммунистический, где коммунисты и европейские либералы соединяются в едином порыве. Это антибуржуазный фильм. То, что критикам кажется смешным, наивным и пошлым - для миллиона людей является образом правильной и праведной жизни. Это говорит о невероятном дисбалансе между самоощущением людей и требованиями жизни. Мне кажется, что фильм совершенно справедливо получил всех "Золотых орлов", но не как художественное произведение, а как идеологический манифест. Но совсем не за то, за что ему дали, а за то, что он предупреждает о надвигающихся на нашу страну катастрофах, связанных с тем, что восприятие и жизнь тут идут в разные стороны.
Во-первых, там был соответствующий продюсер - Шумаков. Сама прямая поддержка государственного канала РТР сыграла непосредственную роль в этом успехе. Во-вторых, я думаю, что он просто очень правильно укладывается в ту политику и условную идеологию, которую этот канал несет в массовое сознание. Другое дело, что идеологией это можно назвать весьма условно. Вообще, честно говоря, я очень боюсь православной истерии. Как и любая другая, она небезопасна.