Игорь ТОМБЕРГ, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН, для РИА Новости.
По итогам недавнего визита российского президента Владимира Путина в Индию российская государственная «Роснефть» и индийская ONGC объявили о подписании общего меморандума о расширении сотрудничества. Как говорится в официальном сообщении российской компании, решающим фактором стал положительный опыт сотрудничества в рамках проекта «Сахалин-1».
Энергетика сегодня признана наиболее многообещающей темой индийско-российского стратегического партнерства. Однако это не дань моде. Сотрудничество в этой области имеет глубокие исторические корни. После обретения независимости в 1947 году, когда Индия столкнулась с серьезным энергетическим голодом, специалисты из СССР не только помогали разведать нефть, бурить скважины и добывать нефть, но и создавали инфраструктуру индийской энергетической отрасли. Так, были построены нефтеперерабатывающие заводы в Ранчи, Кояли, Барауни и Матхуре. В результате СССР стал крупнейшим поставщиком сырой нефти в Индию, а Индия - крупнейшим торговым партнером СССР в развивающемся мире.
Соглашение о стратегическом партнерстве между Индией и Россией, подписанное в октябре 2000 года, фактически вернуло на повестку дня вопрос о широкомасштабном энергетическом сотрудничестве. Благодаря личному вмешательству президента Путина было принято политическое решение об участии в проекте «Сахалин-1» индийской государственной компании Oil and Natural Gas Corporation (ONGC). Фактически, 20-процентная доля в этом проекте - единственный реальный проект в России. В свое время ONGC пообещала инвестировать в российский нефтегазовый сектор $25 млрд., но до сих пор ни цента вложено не было. Индия, потратившая в 2006 году более $40 млрд. на импорт нефти, давно и безуспешно пытается увеличить свою долю в российской нефтегазовой сфере.
Накануне нынешнего визита российского президента в Дели популярной в экспертной среде была точка зрения, что в обмен на политическую лояльность и расширение партнерства в военно-технической сфере Индия требует у России долю в нефтегазовых проектах. В частности, Дели стремится увязать подписание масштабных российско-индийских военных контрактов с привлечением корпорации ONGC в проект «Сахалин-3» и с разработкой Ванкорского месторождения. Эксперты считают, что шансы индийской компании высоки, и что «Роснефть» будет работать с теми, кого в Кремле считают стратегическими партнерами. Тем более что очередной шаг навстречу ONGC позволил бы вернуть баланс в нефтяном сотрудничестве с Индией и Китаем после создания СП «Роснефти» с китайской Sinopec. Ранее это СП получило разрешение на освоение небольшого участка в рамках «Сахалина-3» и приступило к разведочному бурению одного из блоков.
Надо отметить, что те, кто увязывал участие индийских компаний в разработке российских нефтяных месторождений с военно-техническим сотрудничеством двух стран, в принципе не ошиблись. Приехавший в Индию на несколько дней раньше Путина вице-премьер и министр обороны России Сергей Иванов в ходе своего визита заявил: «Мы заинтересованы в участии индийского капитала в реализации проекта «Сахалин-3» и в освоении Ванкорского месторождения в Красноярском крае». Притом, что главной задачей министра было обсуждение перспектив российско-индийского военного сотрудничества.
По итогам визита Владимира Путина индийцам не удалось реализовать планы по участию в проекте «Сахалин-3», но был достигнут ряд принципиальных договоренностей с компанией «Роснефть».
Сотрудничество предполагается расширить как в России, так и в третьих странах. Согласно договоренностям, «Роснефть» и ONGC изучат возможности для совместного участия в проектах по геологоразведке, добыче, транспортировке, экспорту, а также в аукционах по приобретению активов и компаний в России, Индии и третьих странах. «Роснефть» и ONGC также договорились провести совместное изучение возможностей участия в проектах по нефтепереработке и розничному маркетингу на территории Индии.
В рамках новых договоренностей «Роснефть» и ONGC намерены создать две совместные рабочие группы, одна из которых будет отвечать за развитие деятельности в сфере добычи, а вторая - в сфере переработки и сбыта. Эксперты не исключают, что последующие конкретные договоренности потребуют нового вмешательства на высшем политическом уровне.
Однако стратегически «Роснефть» не может игнорировать высокий потенциал рынка Индии. По мнению главы компании Сергея Богданчикова, было бы идеальным вариантом через специально созданные СП использовать рост добычи углеводородов в России и рост внутреннего рынка Индии. Председатель совета директоров ONGC Р.С. Шарма подчеркнул, что достигнутые в ходе визита российского президента договоренности «открывают обеим компаниям широкие возможности для совместной работы в России, Индии и в других странах».
Как заявил индийский премьер Манмохан Сингх, его правительство готово предложить российским компаниям участие в индийских нефтегазовых проектах. Пока, правда, участие иностранных компаний в добыче нефти в этой стране за редким исключением было разочаровывающим - индийцы не склонны передавать в иностранные руки перспективные участки. Поэтому в Индии «Роснефть» могут привлечь только проекты, связанные с нефтепереработкой. За право получить доступ к активам в России индийцам, как и китайцам, придется пустить российскую госкомпанию в дистрибуцию нефтепродуктов на внутреннем рынке.
В ответ «Роснефть» может пригласить индийцев в шельфовые проекты с условием, что они возьмут на себя финансирование, также по аналогии с приглашением китайской CNPC к участию в российских арктических шельфовых проектах.
На Западе серьезные опасения вызывает еще один проект сотрудничества России и Индии в энергетической сфере. В ходе визита в Индию Владимир Путин обратил особое внимание на перспективность сотрудничества в «сфере строительства объектов добычи и транспортировки газа на территории Индии и в прилегающем районе». Речь идет о наиболее масштабном и политизированном проекте в сфере нефтегазового строительства на данный момент - газопроводе Иран-Пакистан-Индия (стоимость $7 млрд.).
«Газпром» неоднократно заявлял, что готов участвовать в проекте и как заказчик ТЭО, и как инвестор. Начало строительства было запланировано на середину этого года, однако заключению конкретных договоренностей мешают как политические трения между Ираном и Пакистаном, так и коммерческие соображения. Недавно переговоры между странами-участниками продвинулись: Индия согласилась закупать дополнительные объемы сжиженного природного газа в Иране по более высокой цене. Очевидно, Россия готова прилагать политические усилия к реализации проекта. Если российский президент косвенно указал на важность этого проекта для российских властей, то вице-премьер РФ Сергей Иванов во время своего визита в Индию прямо заявил: «Мы возлагаем большие надежды на стратегическое партнерство между «Газпромом» и GAIL, включая строительство газопровода Иран-Пакистан-Индия».
Итоги нынешнего визита президента РФ в Дели демонстрируют решимость российского руководства развернуть вектор своей энергетической политики в сторону Азии. В случае с Индией важную роль может сыграть не только ресурсное богатство России, но и ее научно-технический потенциал в сфере атомных технологий. Одновременно интерес индийцев к российским углеводородам может стать основой серьезного взаимодействия в сфере финансирования разведки и разработки нефтегазовых месторождений на территории РФ. В свою очередь, у российских компаний появляется возможность обеспечить участие в дистрибуции - нефтепродуктов, СПГ - на индийской территории. Энергетическое сотрудничество двух стран имеет два важнейших компонента - исторические традиции и политическую волю руководства к поступательному развитию. Вполне очевидно, что коммерческая реализация проектов - вопрос времени и работы.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции