В настоящее время наблюдается активизация двустороннего российско-украинского диалога. О ключевых вопросах межгосударственных отношений, а также внешней и внутренней политике Украины корреспонденту РИА Новости Евгению Гаврилову рассказал глава украинского Союза промышленников и предпринимателей, бывший руководитель правительства и экс-секретарь Совета национальной безопасности и обороны Анатолий Кинах.
- Анатолий Кириллович, прошел месяц после проведения межгосударственной российско-украинской комиссии «Путин-Ющенко». Решению каких проблем был дан импульс и каковы первые итоги заседания?
- Безусловно, сам факт проведения первого заседания украинско-российской комиссии является позитивным - активизировались все контакты на правительственном уровне. Теперь крайне важно, чтобы решения заседания были претворены в жизнь. Для нас принципиально важно понимание того, что Украина и Россия - это две соседние, дружественные страны с огромным потенциалом в торгово-экономической, внешнеполитической, культурной и духовной сферах. И они способны вместе решать проблемы международной безопасности, противодействия международному терроризму, наркобизнесу, незаконной миграции.
- В какой мере сегодняшние отношения между Украиной и Россией зависят от личностного фактора?
- Мы заинтересованы, чтобы между руководством двух стран был хороший личностный контакт и взаимное доверие. Это позволит решать многие вопросы и более четко понимать позиции государств. Ведь украинско-российские отношения опираются на вековые традиции доверия, взаимной симпатии наших народов. Это та площадка, которую ни в коем случае нельзя разрушать. Наоборот, необходимо выстраивать равноправные, взаимовыгодные, современные отношения между нашими государствами. Надо максимально убирать эмоциональную политическую составляющую, чтобы обсуждение и решение проблем ни в коем случае не стало фактором эскалации напряженности в наших взаимоотношениях, и выходить на четкие, прагматичные варианты. Также необходимо искать за столом переговоров решения, адекватные сути нашего стратегического партнерства.
- Параллельная интеграция наших государств в мировое сообщество на практике порождает соперничество?
- Очень важно, чтобы необратимая интеграция Украины и России в европейское и мировое политическое и экономическое пространство не превратилось в нездоровую конкуренцию между нашими государствами. Крайне важно, чтоб с каждым этапом нашей интеграции мы не допускали ухудшения двусторонних отношений. К примеру, сейчас и Украина, и Россия принимают все меры для вступления в ВТО. Но в этом вопросе, на мой взгляд, не имеет принципиального значения, кто раньше вступит. Зато очень важно, чтобы членство в ВТО не ухудшило наше экономическое сотрудничество. Наши экономики взаимозависимы, это факт, результат того, что мы вышли из одной страны. Поэтому крайне важно, чтобы шел постоянный обмен информацией между соответствующими министерствами, сверялись шаги по вступлению в ВТО.
- По Вашему мнению, когда Украина будет готова к вступлению в ВТО?
- Украина прошла значительный путь. У нас подписаны практически все двухсторонние протоколы. Остался нерешенным только вопрос с Киргизией. Сейчас идут переговоры по вопросу статуса корпоративной задолженности отдельных предприятий, которая сложилась на момент распада СССР. Позиция Украины в этом вопросе четкая - у нас нет юридических оснований, чтобы трансформировать эту задолженность во внешнюю задолженность государства. Тем не менее, поиск решения этого вопроса идет, и я уверен, что оно будет найдено.
Важно, чтобы Украина вступала в ВТО будучи максимально подготовленной, создав все возможности для защиты внутреннего рынка и поддержки отечественных экспортеров цивилизованными методами.
С учетом того, что парламент в декабре прошлого года принял важный пакет законов по адаптации украинского законодательства к условиям ВТО и рабочая группа этой организации уже изучает их, 2007 год вполне реален для вступления Украины в ВТО.
- Как Вы оцениваете украинско-российское сотрудничество в энергетической сфере?
- Это особый сектор наших взаимоотношений. Россия и Украина сегодня являются гарантом энергетической безопасности европейского континента - российская стороны как один из лидеров поставщиков энергоносителей, а Украина как государство-транзит, через территорию которого проходит в Европу около70-75% всего экспортируемого природного российского газа. Для нас очень важно, чтобы в этих отношениях мы выходили на сбалансированные формы сотрудничества и соблюдения интересов. Речь идет об отношениях поставщиков, страны-транзита и потребителей. При этом очень важно, чтобы это сотрудничество было направлено на поддержание на высоком уровне технической надежности и конкурентоспособности газотранспортной системы. Однозначно, и Украина это подтвердила конкретными действиями, нам надо формировать прозрачный рынок, как транспортировки, так и потребления энергоносителей, и, что очень важно, не допускать его монополизации. Учитывая, что 70% пригодного газа мы потребляем извне, для нас важна диверсификация поставок. Я имею в виду Туркмению, Казахстан, Узбекистан и Закавказье. Украина в этом плане открыта для сотрудничества.
- Считаете ли Вы необходимым поднимать проблему Черноморского флота РФ в Крыму до 2017 года? Каковы реальные проблемы инвентаризации объектов?
- Важно, чтобы вопрос о пребывании Черноморского флота РФ на территории Украины рассматривался прагматично, с четким соблюдением законодательства и международных обязательств. По моему мнению, за последние два года отношения в этом вопросе удалось перевести именно в это русло. В частности, возобновлена деятельность украинско-российской комиссии по ЧФ, в рамках работы которой уже состоялось три заседания. Безусловно, Украина не ставит вопрос о досрочном выводе российского флота, но нельзя отрицать, что накопилось много проблем. Необходима инвентаризация объектов недвижимости, земельных участков, находящихся в распоряжении россиян на украинской территории. Если говорить о равноправных и взаимовыгодных рыночных отношениях в украинско-российском сотрудничестве, то аналогичными должны быть договоренности о пребывании Черноморского флота России в Крыму. А спорные вопросы, связанные с объектами гидрографии, надо решать за столом переговоров, опираясь на международное право. Украина, как независимое государство, несет стопроцентную ответственность за безопасность мореплавания в своих водах. Мы ратифицировали все соответствующие международные соглашения. И, конечно, ненормально, когда нет доступа на те или иные объекты гидрографии, включая маяки. Этот вопрос надо решать. Мы уверены, что в соответствие с нормативными документами объекты гидрографии являются собственностью Украины. Необходимо в максимально короткие сроки найти решение проблемы, которую используют в своих интересах определенные радикальные силы как на Украине, так и в России, и выйти на взаимоприемлемые условия для нужд ЧФ, так и для безопасности мореплавания в целом.
- Каким образом фракция «Наша Украина» намерена строить свои отношения с антикризисной коалицией в Верховной Раде? Продолжаете ли Вы поддерживать создание коалиции с Партией регионов?
- Для Украины нет альтернативы стратегии национального единства. Нельзя позволять терять время на противостояние. Сегодня необходим поиск формы сотрудничества, консолидация политической воли, для решения системных проблем в Украине. Мы готовы искать такие формы сотрудничества с конструктивно нацеленными политическими силами, независимо от их политической окраски.
Главное, чтобы в основе сотрудничества были государственные интересы. Ведутся постоянные переговоры и контакты, там более, что Союз промышленников и предпринимателей объединяет людей независимо от их политических взглядов. Мы готовы принимать все предложения, способные создать более высокую динамику развития экономики.
- Чуть более года назад вступили в силу изменения в Конституцию страны, в результате которых часть полномочий президента перешла к правительству и парламенту. В своем недавнем телеобращении к украинскому народу президент Ющенко высказался за принятие новой редакции основного закона. Какова Ваша позиция по данному вопросу?
- То, что Конституция требует усовершенствования, это очевидно. Сегодня существуют попытки монополизации властных полномочий, что очень серьезно нарушает принципы политреформы, которая была направлена на создание цивилизованного демократического баланса между ветвями власти. Но усовершенствование Конституции должно происходить не как борьба с очередным кризисом. Новые положения Основного закона, способные создать необратимость развития Украины как правового демократического государства с эффективной властью, должны приниматься как фактор консолидации. В этом плане очень хотелось бы, чтобы совершенствование Конституции не выглядело как перетягивание каната полномочий, а было совместным поиском форм стратегии развития страны. В этом вопросе должны объединить усилия и парламент, и правительство, и глава государства.