Андрей Вавра, политический обозреватель РИА Новости.
Давос-2007, как это ему и положено, предполагает дискуссии о разного рода глобальных проблемах. Однако темы, центром обсуждения которой могла бы стать Россия, здесь не предвидится. Тем не менее, интерес к нашей стране, здесь, несомненно, будет. Связано это с приездом в Давос наиболее перспективного политика сегодняшней России и вероятного преемника Путина - Дмитрия Медведева, возглавившего делегацию. И это серьезно поднимает статус российского присутствия на международном форуме, недвусмысленно говорит о том, что этот Давос для нас - вовсе не проходной. Что с ним связаны определенные задачи и определенные ожидания.
Скорее всего, это еще не презентация, но уже обкатка кандидата в президенты России на международной аудитории.
Безусловно, ему будут заданы вопросы относительно энергетической стратегии России. Возможно, насчет его главной сферы интересов - национальных проектов. Но никто не ждет от Медведева развернутых речей и программных заявлений - сегодня в России все может объяснить только Путин. Главное - это сама возможность подробно, со всех сторон рассмотреть потенциального президента.
Вот мы говорим - государство, власть. А ведь это не просто институты или системы институтов, эти понятия - персонифицированы. И в максимальной степени они персонифицированы именно в России. Кадровая стратегия, расстановка приоритетов, наконец, сама атмосфера жизни - в значительной степени зависят от личности лидера страны. Вот почему такое принципиальное значение имеет характер будущего президента России.
Что за человек и что за политик Дмитрий Медведев? Очевидно, что присматриваться к нему будут с особым вниманием, стараясь понять особенности характера, манеры, реакции. Пытаясь определить его слабые и сильные стороны, обращать внимание будут, прежде всего, на нюансы. Будут выискивать какие-то зазоры, шероховатости в поведении, которые помогут приоткрыть психологические особенности характера. В конечном счете, чтобы спрогнозировать те новые акценты в политике России, которые могут быть расставлены с его приходом.
Медведев окажется под прицелом сотен фото- и видеокамер. Это российские СМИ относятся к вице-премьеру с максимальной предупредительностью и доброжелательностью, ловя наиболее выгодные ракурсы (иногда даже путаешь - то ли Медведев идет по стране, то ли рождественский Дед Мороз с подарками). Но здесь - будут следить за ним с холодной жесткостью охотника.
Словом, визит Медведева в Давос, безусловно, даст обильную пищу для комментариев разного рода аналитиков, политологов, политиков, да и вообще всех специалистов по России. Будет слеплен и растиражирован его визуальный и аудиообраз. Для нас главный вопрос - кого увидят в Медведеве: достаточно самостоятельного политика или примерного продолжателя дела Путина? Какой баланс "силового" и "интеллектуального" обнаружат у кандидата?
Повторюсь: со стороны Медведева не требуются подробные и развернутые ответы. Они просто преждевременны. Достаточно намеков, сохраняющих тревожащее очарование неразгаданной загадки. Однако, в одном определенность все-таки нужна.
В нашем политическом дискурсе особенно популярно понятие "сильный". И тут надо сказать, что "сильный" в их понимании существенно отличается от "сильного" в нашем. Для них "сильный" - это не тот, кто умеет продавливать свои цели жесткими методами, а тот, кто добивается результата упорством, гибкостью и многообразием используемых средств. К сожалению, "российская поляна" не предоставляет возможности потренироваться на предмет особой гибкости и многообразия.
От Медведева ждут и с облегчением примут демонстрацию долгожданной "soft power" в российской политике - это сделает гораздо более комфортным переговорный процесс с нашей страной по всему спектру актуальных вопросов. Ждут разглядеть некие свойства, которые позволят говорить о новой генерации российских политических лидеров.
По сути, речь идет о смене дизайна упаковки. О новой эстетике в отстаивании своих интересов.
Трудно России пойти на встречу этим ожиданиям? Да для России это совсем даже не трудно.
Мы живем в суровой для всех политической реальности. И ждать большего - просто не имеет никакого смысла.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции