Виталий Костомаров, академик Российской Академии образования, президент Института русского языка и литературы им. А.С. Пушкина для РИА Новости.
Один иностранец как-то решил сделать мне приятное и сказал: "Господин Костомаров, с тех пор, как Россия стала демократической страной, авторитет русского языка в мире повышается". Я вежливо кивнул, но не удержался от замечания: "Вообще-то он повышается еще с 11 века, с тех самых пор, когда французские монархи, восходя на престол, стали клясться на славянской Библии".
Собеседник, а он был парижанином, удивленно вскинул брови. Тогда я напомнил, что княжна Анна, дочь древнерусского князя Ярослава Мудрого, девица хорошо образованная по тем временам, в 1049 году стала женой не владевшего грамотой французского короля Генриха I. После ранней кончины мужа Анна взошла на престол и принесла клятву Франции на славянской Библии. Эту священную книгу княжна привезла с родины.
Русский язык - во всех отношениях великан. У него - колоссальный словарь (более 150 тысяч слов), четкая и ясная грамматика. Живой, гибкий, изобретательный, этот язык является не только творчеством русского народа, но и всех народов, населяющих Россию. В результате - многообразная гамма понятий, благозвучная фонетика. Это и язык великой литературы, не только художественной, но и научно-технической. Например, известный американский шахматист Роберт Фишер пристрастно изучал русский, чтобы читать колоссальную шахматную литературу, закодированную кириллицей.
Интересное высказывание оставил о русском языке немецкий писатель ХIХ века Варнгаген фон Энзе, переводивший Александра Пушкина: "По богатству слов русский превосходит романские языки, по богатству форм - германские и смело может померяться силами с самыми различными языками. Русский язык способен к прогрессивному развитию, границ которого нельзя предвидеть".
Сегодня часто приходится слышать: "Падает качество русского языка". Это неверно. Падает качество умения современных россиян пользоваться им, это - правда. Молодое поколение, к сожалению, активно пополняет речь новоявленными словечками, жаргонизмами и ненормативными выражениями, наводящими ужас на старших. Однако воздействие людей на жизнь языка, на "управление" им не следует преувеличивать. Язык связан с обществом, и что же можно поделать, если еще вчера неприемлемые слова сегодня уже вошли в русскую семантическую систему, проникли в ментальность.
О значении русского языка в наше время, говорит его членство в "Клубе мировых языков". В этот лингвистический клуб зачислены шесть языков, которые большинство стран мира оценивают как наиболее значимые и считают обязательным элементом воспитания молодого поколения. Правда, русский язык все еще уступает "одноклубникам" в таком важном аспекте, как привлекательность. Английский учат в мире примерно 150 миллионов человек, французский и немецкий - 80, а русский - миллионов 10. Многих отпугивает легенда о "трудности" русского языка, но он - не сложнее и не проще своих собратьев, и вообще, - говорить о "трудных" и "легких" языках лингвистически некорректно, поскольку все языки в мире развивались примерно одинаково.
Аудитория иностранцев, изучающих русский язык, в постсоветский период резко сократилась, примерно в три раза - за счет того, что прекратилось тотальное изучение русского на всем бывшем социалистическом пространстве. Зато изменилось качество аудитории: отпала идеологизация преподавания языка, и политическая мотивация заменилась практической. В современной Польше, например, сегодня русский учат не меньше, чем это было в социалистические времена.
Французы считают, что изучение русского - это "гимнастика для ума". Дело в том, что во французском и английском языках сильно развиты черты аналитизма. В Лондоне к этому относятся равнодушно, а в Париже - беспокоятся. Для развития умственных способностей больше подходит изучение языка, в котором четко выражаются логические взаимоотношения, например, латынь. Но этому "мертвому" языку во Франции предпочли "живой", русский, который в силу грамматической структуры, как и латынь, способствует развитию логического мышления.
Объявить 2007 год "Годом русского языка и в России, и везде в мире, где знают и любят русский язык" предложил президент Владимир Путин. Меня часто спрашивают, как я оцениваю речь самого лидера нашей страны. Несомненно, Владимир Путин говорит хорошим языком - нечего и сравнивать со многими предыдущими руководителями страны. У него благозвучная "питерская" интонация, стиль и манера речи дают представление о большом личном словаре, образности мышления, чувстве юмора. Другое дело, что президент позволяет себе употреблять яркие, порой даже шокирующие выражения, хлесткие, но недостаточно нормативные, однако, думаю, произносит он их вполне сознательно и к месту. Мне кажется, что все отступления от литературной нормы у Путина внутренне мотивированы. И вообще - крупнейший языковед академик Л.Щерба говорил, что авторов, не отступающих от нормы языка, не существует.
Элитарные личности, несомненно, имеют огромную власть над умами и оказывают большое влияние на формирование языковой культуры. Вспомню академика Дмитрия Лихачева, историка и филолога, говорившего на великолепном русском языке, осталось даже выражение - "лихачевский язык", т.е. - речевой образец "высшей пробы". А между тем этот выдающийся человек пережил трагедию сталинского лагеря, отлично знал русский уголовный жаргон, который блестяще описал в научной статье, но никогда не пользовался им.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции