Лев Дзугаев, член экспертного совета РИА Новости.
2007 год только стартовал, но уже преподносит самые неожиданные сюрпризы. Речь идет не только о капризах погоды. Не менее интригующе ведет себя политический барометр. Он показывает, что в наступившем году скучать нам не придется.
К внутренним политическим сюжетам - фактически стартовавшей выборной кампании в Госдуму, президентской дилемме 2008 года, поддерживающих в тонусе не только политическую элиту, но и практически все общество, добавились сразу несколько резонансных проблем, обозначившихся в отношениях России с ее ближайшими соседями по постсоветскому пространству.
Азербайджан прекратил перекачку нефти по трубопроводу Баку - Новороссийск. Причина: Азербайджан не готов покупать по новой цене российский газ, а потому переходит на более широкое использование мазута, для чего и необходима ему собственная нефть. Вроде бы логично. И вместе с тем азербайджанская сторона заявила о том, что через полгода прекращает трансляции на своей территории программ российских телеканалов в метровом диапазоне.
Грузия отказалась уступить контроль над газопроводом на ее территории, предпочтя покупать российский газ по новой цене. Вместе с тем республика лихорадочно ищет возможности для обеспечения альтернативных поставок газа. Азербайджан согласился поставлять Грузии газ по цене в два раза дешевле российского, да и Турция готова уступить часть причитавшегося ей газа с месторождения Шах-Дениз, хотя и с последующей компенсацией.
Казалось, урегулированный в самом конце прошлого года газовый кризис в отношениях с Белоруссией в начале нового года вспыхнул с новой силой, перерастя в нефтяной. И хотя он был преодолен достаточно быстро, абсолютное большинство наблюдателей склоняются в своих оценках к тому, что отношения России и Белоруссии уже не будут такими как прежде. И об этом нагляднее всего свидетельствуют новые интонации, появившиеся в речах президента Белоруссии Лукашенко, касающиеся и перспектив Союзного государства, и отношений с Западом. "Российская сторона пошла на то, чтобы растоптать союз и пустить под откос целую страну с дружественным братским народом. Если каждый год будут хвататься за вентиль, то речи ни о каком союзе быть не может", - отметил Лукашенко, общаясь с журналистами. И далее уж совсем неожиданно и откровенно: "Кризис был спровоцирован не нами. В Европе многие поняли после этого конфликта - сегодня мы, а завтра могут быть они... Европа и США в этой ситуации повели себя порядочно. Они предложили нам поддержку. Это мы никогда не забудем... Мы готовы сотрудничать хоть с чертом, хоть с дьяволом, чтобы обеспечить энергетическую безопасность... Если Европа готова сотрудничать, мы пойдем на любое сотрудничество с Европой в этом плане". Буквально вслед за этими словами белорусского лидера прошла информация о предстоящем визите в Белоруссию делегации ПАСЕ.
Следом подоспел принятый эстонским парламентом закон о памятниках, вызвавший вполне прогнозируемую реакцию российского общества, поскольку иначе как аморальным подобный юридический акт назвать нельзя. Попытка реализовать его на фоне нескрываемых реверансов в адрес эстонских ветеранов-эсэсовцев грозит российско-эстонским отношениям самыми серьезными осложнениями. Кстати, в этой связи почти не слышен голос международного сообщества, ЕС. А помнится, победивший в ходе демократических выборов австриец Хайдер и его партия были незамедлительно подвергнуты обструкции и бойкоту только лишь за намерения быть не столь приверженными европейской интеграции, хотя при нем памятники эсэсовцам в Австрии не устанавливали.
Такова реальность, и нет никаких сомнений в том, что, если Белоруссия развернется даже не на 180, а всего на 90 градусов от России, наиболее рьяные критики ее встретят с распростертыми объятиями. Старо как мир: в политике нет вечных друзей (добавим - и врагов тоже), есть вечные интересы.
А тут еще Сейм Литвы одобрил резолюцию "О возмещении ущерба от оккупации СССР". И хотя СССР уже 15 лет как не существует, литовские парламентарии обратились к России, как к правопреемнице СССР, с просьбой о начале консультаций с Литвой об оплате ущерба от советской оккупации, оцениваемой Литвой в 24 млрд. евро.
Невольно вспоминается одна дискуссия в союзных академических кругах начала 1980-х годов по поводу того, куда вкладывать огромные средства: в развитие Нечерноземья или в аграрную сферу тогдашних советских прибалтийских республик. Вопрос, несмотря на возражения, решался в пользу последних, а щедрость союзного финансирования коллегами в той же Литве не ставилась под сомнение, хотя все понимали, что Нечерноземье недополучает столь необходимые для полноценного развития средства.
А что, если российские парламентарии, среди которых немало тех, кто также, как прибалтийские коллеги, из вчерашних пропагандистов советского образа жизни сегодня превратились в приверженцев самодержавности, предложат некую резолюцию? В ней, скажем, будут претензии Латвии за действия латышских стрелков в годы революции, приведших к распаду России, последовавшей гражданской войне, разрухе и т.д. Эстонии - за противодействие армии Юденича, что также может быть интерпретировано как одна из причин развала России. Или предложат вернуть России деньги, уплаченные Петром шведам за территорию нынешней Эстонии, а Литве - мол, преодолевать прошлое так по полной программе: осудили пакт Молотова - Риббентропа, так верните Вильно и другие территории.
Следуя логике некоторых прибалтийских депутатов, можно ведь предположить встречные иски с российской стороны. Абсурдность подобной логики очевидна. Руководствоваться ею - значит создавать новые препятствия на пути строительства нормальных цивилизованных отношений между нашими странами.
Появление новых очагов напряженности, безусловно, не выгодно России, но выгодно тем, кто не желает становления сильной и стабильной России. Поэтому от тех, кто сегодня у нас принимает решения, требуется немало выдержки, чтобы подобные выпады в адрес страны не отвлекали от поступательного движения, от реализации в полном объеме своего социально-экономического и культурного потенциала. Но ясно должно быть и другое, что для налаживания подлинно добрососедских взаимовыгодных отношений со своими ближайшими и не очень близкими соседями наличия в портфеле одних только углеводородных аргументов совершенно недостаточно.
Мы не должны комплексовать по поводу наших внешнеполитических амбиций. Если Украина для США - сфера их национальных интересов, страны Южного Кавказа - сфера интересов ЕС, то все с пониманием должны отнестись к тому, что нам не безразлично происходящее на постсоветском пространстве, где Россия веками присутствовала и политически, и экономически, и культурно. Нужны инициативы, должным образом подкрепляющие эти амбиции.
Так, например, недавно состоявшийся форум руководителей СМИ стран СНГ и Балтии, инициированный и организованный "РИА Новости", высветил одну из ключевых проблем - отсутствие объективной информации друг о друге. Значит, следует налаживать качественный информационный обмен. И ни в коем случае не уходить с этой площадки.
Российская культура сохраняет свой престижный потенциал в мире, поэтому уж в ближнем-то зарубежье нельзя допускать свертывания гуманитарного обмена. Более того, есть все возможности для интенсификации контактов в сфере культуры, науки, образования, сохранения русского языка. Если мы отказываемся от собственного опыта, то давайте посмотрим, как действуют, например, Британский Совет и аналогичные структуры, которые не жалеют ресурсов на эти цели, в том числе и на формирование за счет подобных программ в элитах других стран своих потенциальных союзников.
Нынешние масштабы сотрудничества в экономической сфере позволяют рассчитывать на иной уровень взаимодействия, скажем, в области создания совместных предприятий, более эффективного использования российской государственной собственности в ближнем зарубежье и т.д.
И тогда меньше останется места для непонимания и негативных эмоций, а больше появится разумных шагов, не отдаляющих нас друг от друга, а вычерчивающих взаимоприемлемую перспективу отношений между нашими странами и народами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции