Рейтинг@Mail.ru
Лучшие крылья России летят в Индию - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лучшие крылья России летят в Индию

Читать ria.ru в
Дзен
Известно, что общая «стоимость» оборонных контрактов, заключенных между Москвой и Дели, равна 9 млрд. долларов. Известно и то, что ежегодно Россия зарабатывает на поставках в Индию оружия и боевой техники около 40 процентов всех своих оружейных экспортных доходов (в 2006 году они оказались равны 5,226 млрд. долларов США).

Виктор Литовкин, военный обозреватель РИА Новости.

Истребитель МиГ-29КУБ во всей красе. ФОТО

Утром 22 января, в то время, когда самолет вице-премьера и министра обороны России Сергея Иванова подлетал к Бангалору, на подмосковном аэродроме Летно-испытательного центра имени Громова в Жуковском руководство РСК «МиГ» демонстрировало индийским военным специалистам вышедший на летные испытания корабельный многофункциональный истребитель МиГ-29КУБ. Этот самолет сделан по заказу Военно-морских сил Индии для модернизирующегося на Северном машиностроительном заводе (город Северодвинск) индийского авианосца «Vikramaditya» (бывшего российского тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», проданного несколько лет назад Дели).

Всего для индийских морских летчиков будет построено 16 палубных истребителей. Двенадцать одноместных - они называются МиГ-29К (корабельный) и четыре двухместных - МиГ-29КУБ (корабельный, учебно-боевой). А, кроме них, предусмотрен еще опцион на 30 истребителей с маркой МиГ-29К\МиГ-29КУБ. Но производство этих машин начнется после 2010 года, если Дели подтвердит свой заказ.

На сегодняшний день завершается постройка двух МиГ-29К для проведения сертификационных испытаний и запущены в серию остальные 16. Их окончательная сборка производится на Луховицком заводе РСК «МиГ», а в кооперации по производству самолетов участвует ряд московских, санкт-петербургских, нижегородских, рязанских фирм, а также французских, индийских и израильских.

Но о самолете МиГ-29К\МиГ-29КУБ надо рассказывать отдельно. А пока подчеркнем, что первые полеты нового индийского корабельного истребителя в подмосковном небе, на глазах у военных специалистов Нью-Дели, перед объективами телекамер и взглядами нескольких десятков журналистов, стало своеобразным отчетом России перед Индией. Отчетом о  том, как выполняются ее военно-технические контракты. И судя по восторженной реакции представителей военного истеблишмента Индии, они остались очень довольны российскими самолетами, что поставляются и будут поставляться для их ВВС и ВМС.

Командор индийских ВВС, военно-воздушный атташе Индии в Москве Дж.Чаухан так и заявил журналистам: «Мы давно знаем МиГи. Это классные самолеты. Но МиГ-29КУБ еще лучше. Мы поработали над его созданием вместе с русскими.»

Здесь нет преувеличений. Индийские специалисты действительно работали над созданием МиГ-29К\МиГ-29КУБ вместе с инженерами и конструкторами РСК «МиГ». Они задавали тактико-технические характеристики, которые должны были воплотиться в машине. Подчеркнем, иногда эти ТТХ превышали все современные достижения мирового военного авиастроения - то есть запросы могли показаться и чрезмерными. Но РСК выполнил все эти «завышенные» требования.

Индийцы помогали интегрировать зарубежную электронику в бортовой комплекс самолета, участвовали в создании тренажерных комплексов для подготовки будущих корабельных летчиков, в выборе оружия для оснащения истребителя... И самолет получился таким, какого, по словам главного конструктора «индийского МиГа» Николая Бунтина, пока даже нет в российских ВВС и ВМФ.

И это только одна, но весьма характерная особенность российско-индийского военно-технического сотрудничества. Москва поставляет Дели только самую передовую, самую современную боевую технику, активно привлекает индийских специалистов к сотрудничеству в ее создании и производстве. Даже продает лицензии на производство своих боевых машин на индийских заводах (танков Т-90С, многофункциональных истребителей Су-30МКИ и другого), организовывает совместные предприятия по выпуску продукции военного назначения.

Примером здесь служит широко известное совместное предприятие «БраМос», выпускающее одноименную сверхзвуковую противокорабельную ракету, которая идет на вооружение как индийских кораблей и самолетов, так и средств береговой обороны. 

Известно, что общая «стоимость» оборонных контрактов, заключенных между Москвой и Дели, равна 9 млрд. долларов. Известно и то, что ежегодно Россия зарабатывает на поставках в Индию оружия и боевой техники около 40 процентов всех своих оружейных экспортных доходов (в 2006 году они оказались равны 5,226 млрд. долларов США). Тем не менее, вице-премьер правительства России и министр обороны Сергей Иванов и на этот раз, а это его седьмой визит в столицу Индии, привез новые предложения о совместном производстве оборонной продукции. Один из них - лицензионный выпуск на заводах корпорации HAL авиационных двигателей РД-33МК. Тех самых, что стоят на истребителях МиГ-29К\МиГ-29КУБ.

Сначала предлагается поставить практически готовые двигатели в количестве 20 штук, а потом планируется перейти к передаче индийским специалистам комплектов для сборки этих двигателей и, наконец, - запуск в производство основных узлов и агрегатов двигателя в самой Индии. Это более 80 подобных двигателей, суммарной стоимостью в 300 млн. долларов.

Это очень интересное предложение. Дели собирается модернизировать «старые» истребители МиГ-29, что стоят у него на вооружении и оснащены двигателем РД-29, фактически первой серией РД-33. А РД-33МК уже прошел третью модернизацию. Стал более мощным - практически в два раза, более экономичным - стоимость летного часа снизилась в 2,5 раза, увеличен его летный ресурс - тоже в два раза. А, значит, он вполне может быть использован, как теперь принято говорить, для  upgrade ранее поставленных ВВС Индии самолетов. Получится это сравнительно дешево и весьма эффективно. Когда, к примеру, на совсем старенький МиГ-21 была поставлена новая российская антенна «Копье», эти «мигари» победили в учебном воздушном бою даже более новые и мощные американские F-16, о чем не раз писала не только российская, но и американская пресса.

В индийских ВВС около сотни МиГ-29, но есть еще 135 МиГ-27, двигатели которых тоже можно заменить на РД-33 МК. И тоже сравнительно экономно резко повысить эффективность истребительной авиации.

Но контракт по лицензионной сборке РД-33МК, уже одобренный правительством Индии 18 января нынешнего года и готовый к подписанию Сергеем Ивановым или президентом России Владимиром Путиным, который должен прибыть в Дели в конце этой недели, несет за собой и еще одну интригу.

Точно такой двигатель может стоять и на многофункциональном истребителе следующего поколения МиГ-35, который участвует в тендере на оснащение индийских ВВС по программе MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft) наряду с американским F-18, шведским Grippen, французским Mirage-2000. Индия собирается закупить 126 таких истребителей, и если победит МиГ-35, то его приобретение с учетом производства двигателя РД-33МК на местных заводах будет стоить Дели много дешевле, чем, к примеру, покупка самолетов Боинга или Локхид-Мартина.

Впрочем, это будет решать правительственная тендерная комиссия Дели. А истребители МиГ-29К\МиГ-29КУБ, как и модернизированный МиГ-29 с двигателем РД-33МК, МиГ-29МОВТ, с отклоняемым вектором тяги, и МиГ-35 индийские специалисты, как и высшие военные руководители, смогут увидеть на открывающейся в первых числах февраля международной авиационной выставке в Бангалоре Air India-2007.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала