Петр Искендеров, Институт славяноведения РАН, для РИА Новости.
Состоявшиеся в воскресенье в Сербии парламентские выборы стали во многом показательными. Их результаты заставляют по-новому оценить не только актуальные внутриполитические процессы в стране, но и перспективы косовского урегулирования и развития отношений между Сербией и Европейским союзом. Кроме того, итоги выборов, несомненно, окажут влияние на развитие ситуации в непризнанных республиках бывшего СССР, стремящихся к самоопределению.
Первый вывод, который можно сделать из предварительных итогов голосования - ошибочность рассуждений о политической апатии, якобы охватившей население Сербии. Явка на выборах составила более 60% - что превышает аналогичные показатели предыдущих лет. Это не только свидетельствует о политической активности сербов, но и позволяет считать результаты выборов действительно справедливым и легитимным отражением настроений в стране.
Во-вторых, стал реальностью фактический уход с политической сцены двух прежде влиятельных сил - Социалистической партии и Сербского движения обновления (СДО). Первые с трудом преодолели 5-процентный барьер для попадания в Скупщину. Вторые вообще остались без парламентской фракции, что, безусловно, явилось тяжелым ударом для лидера СДО нынешнего министра иностранных дел Сербии Вука Драшковича.
Третий урок волеизъявления сербского народа особенно тревожен для Запада. Ведущей политической силой в стране по-прежнему остается Сербская радикальная партия (СРП) во главе с находящимся с февраля 2003 года в Гаагском трибунале Воиславом Шешелем. Не секрет, что в предыдущие месяцы Запад сделал все возможное для того, чтобы обеспечить успех на выборах лояльных себе партий - в первую очередь Демократической партии (ДП) президента Сербии Бориса Тадича. Спецпредставитель генсека ООН на переговорах об определении окончательного статуса Косово Мартти Ахтисаари даже нарушил обещание постараться решить косовскую проблему до конца 2006 года. Он отложил обнародование своего плана до конца января, чтобы не ставить власти страны перед необходимостью выбирать между Косово и евроинтеграцией. Однако эта тактика не сработала, и Демократическая партия смогла по предварительным данным набрать менее 23% голосов, что явно недостаточно, учитывая мощное пропагандистское обеспечение ее кампании внутри страны и за ее пределами.
В результате в новом составе Скупщины убежденные противники отделения Косово от Сербии окажутся в большинстве. Ведь в отличие от Бориса Тадича - все последние недели призывавшего сербских избирателей примириться с возможностью потери Косово - даже его коллега по демократическому лагерю лидер Демократической партии Сербии премьер-министр Воислав Коштуница обещал всеми силами бороться против сецессии Косово и в этом вопросе фактически солидаризировался с радикалами. Находящиеся в оппозиции социалисты также, скорее всего, проголосуют против «плана Ахтисаари» - тем более, если он будет внесен в парламент ненавистным для них президентом Тадичем. А голосов ДП и другой однозначно прозападной партии, прошедшей в Скупщину - Либерально-демократической - не хватит для того, чтобы провести через парламент согласие на независимость Косово.
Более того, не исключен вариант, что силы, со времен Слободана Милошевича объединенные под флагом «Демократической оппозиции Сербии», вообще не смогут сформировать дееспособное правительство. Воислав Коштуница - несмотря на относительную неудачу своей партии - явно не намерен отказываться от поста главы правительства в пользу кандидата от ДП. А для этого ему будет необходима поддержка СРП. Неопределенность и политические торги могут продлиться три месяца (такой срок конституция Сербии отводит на формирование правительства) и вылиться в конечном итоге в роспуск Скупщины и проведение новых выборов - на которых разочаровавшиеся во внутридемократических дрязгах избиратели, скорее всего, окажут еще более весомую поддержку оппозиционным радикалам.
Таким образом, после воскресных выборов в Сербии стал еще более реальным сценарий, о котором давно и со страхом размышляют косовские сепаратисты и их западные единомышленники. Отказ Скупщины Сербии признать независимость Косово докажет, что данное решение может быть навязано Белграду только силой. А это именно тот случай, против которого неоднократно предупреждал президент России Владимир Путин. Глава Российского государства твердо намерен не допустить принятия Советом Безопасности ООН такого решения по Косово, которое стало бы неприемлемым для Белграда. В устах руководителя страны, обладающей в СБ ООН правом вето, это может означать только одно.
Свой вывод из воскресных выборов в Сербии должны сделать лидеры непризнанных республик на пространстве бывшего СССР. На мой взгляд, главным из них станет дальнейшее разочарование в возможности западных лидеров и международных представителей эффективно влиять на развитие ситуации. Укрепление в Сербии позиций сторонников сохранения единого государства может обнадежить Кишинев и Тбилиси исключительно внешне. По сути же решимость сербов самостоятельно определять судьбы своей страны и отвергнуть вмешательство извне полностью соответствуют тому пути, по которому идут непризнанные республики. А значит, идея национального самоопределения населения Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии получит новый мощный импульс.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции