Рейтинг@Mail.ru
Настоящее диктует приоритеты будущего - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Настоящее диктует приоритеты будущего

Читать ria.ru в
Дзен
Просматривая недавно статьи в Financial Times, наткнулся на интересную мысль: "В течение двух последних десятилетий с лица земли исчезают автократические режимы. Однако падение диктатуры часто приводит не к демократии, а к хаосу". На фоне формирующегося нового мирового порядка все более явственным становится неприкрытое стремление превратить "расширение зоны свободы и демократии" в глобальную интервенцию и повсеместное внедрение определенных поведенческих норм и стереотипов.

Эльнур Асланов, помощник главы администрации президента Азербайджана, член Экспертного совета РИА Новости.

Просматривая недавно статьи в Financial Times, наткнулся на интересную мысль: "В течение двух последних десятилетий с лица земли исчезают автократические режимы. Однако падение диктатуры часто приводит не к демократии, а к хаосу". На фоне формирующегося нового мирового порядка все более явственным становится неприкрытое стремление превратить "расширение зоны свободы и демократии" в глобальную интервенцию и повсеместное внедрение определенных поведенческих норм и стереотипов. Обществам, которым доселе были чужды принципы демократического правления, искусственно прививаются правила поведения, отражающие принадлежность к единой цивилизации Гарри Поттера и рок-группы Lordi.

Демократия - форма цивилизованного политического соперничества, где противоборствуют наиболее сильные представители элит общества. Это ни в коей мере не ставит под сомнение то, что демократия является лучшей формой народовластия, ибо ничего более совершенного человечество еще не придумало. Но борьба эта осуществляется между элитами, лидерами и теми, кто формирует стратегию развития на перспективу. Поэтому демократию стоит рассматривать сугубо как продукт внутреннего развития того или иного социума. К тому же, в основе строительства демократии лежат мир, стабильность и константное развитие общества.  

Однако людская страсть все живое превращать в неживое, неистовство, с которым человек истребляет себе подобных, привели к тому, что только за последние пять с половиной веков планета испытала на себе 15 тысяч войн и вооруженных конфликтов, унесших 3,5 млрд. человеческих жизней. К сожалению, цифра эта неустанно растет, а человеческая фантазия рисует новые способы оправдания новых экспансий.

В результате, к началу XXI века в рационе новых идей, которые могли бы как-то аргументировать глобальную интервенцию, не осталось ничего, кроме демократии. В современном же мире общечеловеческий мотив властвовать способствует созданию страха тиранов перед "кратией демоса", и в то же время формирует благоприятный плацдарм для так называемой новой интервенции - "экспансии народовластия".

Естественно, наиболее сложный выбор верной и перспективной стратегии национального развития предстоит трансформационным обществам, которые в настоящее время осуществляют переход из одной систему в другую и при этом подвержены влиянию целого комплекса таких понятий, как "модернизация", "вестернизация", "мультикультурализм", по сути отвергающих внутреннее и внешнее инакомыслие.

Устанавливаемый ныне миропорядок фактически исключает полицентричность и биполярность и ставит под сомнение в целом идеи демократической романтики. Это получило яркое отражение в последней речи Дж. Буша, ознаменовавшей начало новой стратегии США в Ираке. Его спич одновременно свидетельствует о том, что демократию крайне сложно, или почти невозможно беспрепятственно навязать силой извне. Хотя вопрос на самом деле гораздо глубже. Несмотря на то, что в различные исторические эпохи менялись властелины и форма властвования, суть оставалась неизменной - мир управляется сильнейшими. Проблема в том, делают ли сильнейшие мировое пространство более спокойным и безмятежным? 

Сегодня мир не стал более безопасным. Скорее, наоборот. Некоторые субъекты международных отношений все еще подвержены жесткой блоковой и идеологической дисциплине. Несмотря на то, что спрос на единоличное лидерство в глобальном плане сошел на нет, осмысления новой ситуации еще не произошло. И мы являемся свидетелями нарушенного полицентричного баланса в рамках многосторонних институтов. Это оказывает существенное влияние и на формирование политики в отношении обществ переходного периода, в которые "экспортируются" "бархатные" сценарии ради корыстных геополитических, а точнее геоэкономических интересов.

В то же время ущерб делу универсализации демократических ценностей наносится попытками под флагом "защиты демократии" грубо вмешиваться во внутренние дела других стран, оказывать на них политическое давление, навязывать двойные стандарты в оценке избирательных процессов и состояния гражданских прав и свобод. Естественным образом возникает вопрос: может ли западная форма демократии, используя "жесткую силу" и экспансионируя новые пространства, служить образцом для не западных обществ? Очевидно, что несовместимость западной демократии с внутренними институциональными устоями не западных обществ станет основой глобального противостояния.

В подобных условиях для современного индустриального общества демократия более функциональна, чем авторитаризм, и основная цель трансформирующегося Азербайджана - построить стабильную и устойчивую демократическую систему. Однако демократия в таком обществе, как Азербайджан, не должна восприниматься, как объект "броунового", хаотичного или интенсивного внедрения новых поведенческих норм и формы мышления. В соответствие с этим национальный демократический транзит должен рассматриваться в контексте преобразований, которые необходимы нашей стране. И одно из основополагающих условий здесь - поэтапное экономическое развитие, ибо обеспечение финансовой независимости государства создает предпосылки повышения внутреннего благосостояния его граждан и смены поведенческих настроений. Немаловажным представляется и усиление региональной значимости государства. А также целенаправленные инвестиции в граждан страны, творческий и духовный потенциал которых станет ключевым ресурсом обеспечения конкурентоспособности государства в мире завтрашнего дня.

Совершенно очевидно, что фундаментальные ценности демократии носят универсальный характер, но реализуются они в каждой стране по-своему, с учетом традиции, культуры и национальных особенностей. Это проявляется и в избранной руководством той или иной страны тактике поведения на внутренней и внешней арене. Цитируя президента Ильхама Алиева: "Мы - самодостаточная страна", и будучи таковой, мы обязаны строить взаимоотношения без "двойных стандартов" и какого-либо давления извне. Демократия должна быть суверенной, и именно в ее суверенитете заложен успех стратегии национального развития. Будучи суверенной, она должна отражать внутренний контекст национального развития, философию национального "я" и социокультурный сегмент азербайджанства. Эти факторы предопределяют перспективу стратегии национального развития, которая создаст возможность представить Азербайджан в ближайшем будущем развитым государством с устоявшимися демократическими ценностями, традициями и сформировавшимся гражданским обществом.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала