451 год назад (1556) в Китае произошло одно из самых разрушительных в истории землетрясений, в результате которого погибли примерно 830 тысяч человек
На территории Китая, в поясе, простирающем от Юнняня до Пекина, издавна отмечалось множество землетрясений. Два самых сильных в истории Китая землетрясения, которые одновременно явились и одними из самых разрушительных в мире, наблюдались именно в этих местах. Эпицентр землетрясения, произошедшего в 1556 году, находился в провинции Шэньси, у ее столицы - города Сиань. Сиань расположен на берегу великой реки Хуанхэ, где равнины наполнены рыхлыми осадками. По рассказам очевидцев, целые города погружались в грунт, разжиженный вследствие колебаний, и тысячи жилищ, вырытых в рыхлых холмах, обрушились в считанные секунды. Поскольку землетрясение произошло рано утром, большинство семей еще находилось дома и с этим, несомненно, связано огромное число жертв - 830 тысяч человек. В ХХ столетии одно из самых крупных землетрясений в Китае произошло 28 июля 1976 года в 3 часа 42 минуты местного времени, прямо под Таншанем, городом с населением около полутора миллиона человек, расположенным в 160 километрах от Пекина. Масштаб разрушений и число жертв были почти беспрецедентными. Жилые дома, заводы превратились в груду обломков. Весь город практически сравнялся с землей. Некоторые районы покрылись множеством огромных трещин. Одна из таких трещин поглотила здание больницы и переполненный пассажирами поезд. Пострадали не только дома - были обрушены мосты, искривлены железнодорожные пути, перевернуты поезда, повреждены автострады, разорваны трубопроводы, нарушены плотины. Официальных сообщений об этой катастрофе из Китая не поступало, но в достоверном отчете, помещенном в гонконгской газете, сообщалось, что погибли 655 237 человек.
175 лет назад (1832) родился Эдуард МАНЕ, французский живописец, один из основоположников импрессионизма
Эдуард Мане родился в Париже в богатой буржуазной семье. Вопреки уговорам родителей стать юристом, Мане решил стать моряком и плавал юнгой в Рио-де-Жанейро. Но победила страсть к искусству. В 1850-1856 годах Мане посещает мастерскую исторического живописца Тома Кутюра, где приобщается к классическому наследству. Совершает турне по музеям Европы. Его интересуют Тициан, Тинторетто, Рембрант, Хальс, Пуссен, Делакруа, Энгр, Веласкес, Гойя. Испанские мотивы отражены в картинах Мане «Лола из Валенсии», «Гитарист», «Испанский балет». Затем следуют знаменитые картины «Любитель абсента», «Завтрак на траве», «Олимпия». Новаторская живопись Мане подверглась яростным нападкам критики, считавшей художника бунтарем в искусстве. Используя и переосмысливая сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их острым современным звучанием. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Дега, Моне, Ренуаром и перешел к пленэрной живописи; глухие и плотные тона с преобладанием темных цветов сменились более светлой и свободной живописью («В лодке»). Основная тема произведений Мане - сцены парижской жизни («Нана», «В кабачке папаши Латюиль»). Шедевр Мане - картина «Бар в Фоли-Бержер». На первом плане - продавщица за стойкой бара, за ее спиной большое зеркало, в котором отражается весь зал ресторана, наполненный посетителями. Благодаря свойству зеркал зал кажется огромным, уходящим в бесконечность. Он расстилается перед усталым взором продавщицы. Судя по ее отражению со спины, она выслушивает подошедшего к стойке мужчину, но по ее лицу и глазам нельзя подумать, что она с кем-то беседует, так утомленно замкнуто это лицо. Кажется, что она одна, а окружающие - красочный, но не радостный мираж. Это полотно соединило в себе все излюбленные жанры и приемы художника: портрет, натюрморт, бытовую сцену, динамичность толпы и разнообразные световые эффекты. Творчество Мане вдохнуло новую жизнь во французское искусство XIX века. В последние годы жизни он был награжден орденом Почетного легиона. Скончался Мане 30 апреля 19883 года.
47 лет назад (1960) Жак ПИККАР и Дональд УОЛШ на батискафе «Триест» опустились на дно самой глубокой в Мировом океане Марианской впадины, достигнув рекордной глубины 10 915 метров
С древних времен человек стремился познать подводный мир. Еще Александр Македонский (356-323 годы до нашей эры) погружался в море в большом стеклянном сосуде, а в своих военных операциях прибегал к помощи ныряльщиков (например, при осаде Тира в 334 году до нашей эры). Самые ранние упоминания о водолазных аппаратах относятся к XVI веку. Такие аппараты представляли собой лишенные дна колокола, в которые по трубам поступал воздух. Первый колокол, вмещавший в себя более одного водолаза, был построен в 1690 году Эдмондом Галлеем. Хорошо известный нам водолазный костюм с металлическим шлемом, сконструированный англичанином А.Зибе, еще в 1837 году широко используется при подводных работах на глубине до 60 метров. В 1943 году Жак Ив Кусто и Эмиль Ганьян изобрели акваланг, который сделал водолаза значительно подвижнее. В 1620 году Корнелиус ван Дреббель построил одну из первых подводных лодок. Приводимая в движение двадцатью гребцами, она плавала по Темзе на глубине пяти метров (с 1960-х годов подводные суда стали применяться для подводных наблюдений и подводного строительства; с 1973 года подобные суда используются при подводной добыче нефти и газа для осмотра трубопроводов, ремонта и обслуживания платформ). Серьезные попытки исследовать большие глубины были начаты в 1930 году, когда у Бермудских островов Отис Бартон и Уильям Биб в батисфере - стальном шаре, опускаемом с корабля на тросе, погрузились до глубины 425 метров. 23 января 1960 года швейцарский ученый Жак Пиккар и американский лейтенант Дональд Уолш в батискафе «Триест» опустились на дно самой глубокой в Мировом океане Марианской впадины, достигнув глубины 10 915 метров.
31 год назад (1976) умер Поль РОБСОН, американский чернокожий певец, исполнитель негритянских народных, антифашистских песен, песен протеста
Поль Робсон - певец, кино- и театральный актер, спортсмен, адвокат, общественный деятель, борец за права негров. По мнению исследователей его творчества, Робсон был одним из самых «многоликих талантов в американской истории», современники называли его «человеком Возрождения». Окончив школу, Поль стал третьим чернокожим студентом в истории университета Ратгерса. Он быстро становится популярным: и как один из лучших студентов, и как блестящий футболист. Робсон был первым чернокожим аспирантом юридической школы Колумбийского университета, который с отличием окончил в 1923 году. Но его влечет иная карьера - он становится актером. Мировую театральную известность Робсону принесло исполнение заглавной роли в драме «Отелло» Шекспира - сначала в Лондоне в 1930 году, затем (в 1943 году) на Бродвее в Нью-Йорке. Обладавший абсолютным слухом и необыкновенным по красоте баритональным басом, Поль Робсон любил петь народные негритянские песни. В 1925 году состоялся его первый сольный концерт. Успех был грандиозным. Робсон пленил слушателей искренностью, взволнованностью, полнотой чувств и простотой исполнительской манеры. За славой певца последовала слава киноактера. В 1930-е и начале 1940-х годов Робсон снялся в таких известных фильмах, как «Император Джонс», «Песнь о свободе», «Копи царя Соломона», «Гордая долина», «Сказки Манхэттена». В 1934 году Поль Робсон впервые приехал в СССР, в 1936-1937 годах едет с концертами в Испанию. «Эта поездка, - писал он, - стала поворотным пунктом в моей жизни... Я понял, что борьба с фашизмом должна стать нашим основным и самым важным делом». Певец стал одним из организаторов помощи СССР в войне с гитлеровской Германией, призывал к скорейшему открытию второго фронта. В 1943 году за выдающиеся заслуги в общественной деятельности Робсону была вручена медаль Авраама Линкольна, в 1944 году - медаль Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения и медаль Американской академии искусств и литературы. В 1949 году Робсон, убежденный сторонник мирного сосуществования США и СССР, вновь посетил нашу страну. В 1950 году, в разгар маккартизма, комиссия по расследованию антиамериканской деятельности лишила Робсона права выезжать за границу на гастроли. В том же году Робсон был удостоен Международной премии мира за «Песни мира», избран членом Всемирного Совета Мира. В 1953 году он становится лауреатом Международной Сталинской премии за укрепление мира между народами. В 1960 году Робсон дает последние концерты в Новой Зеландии и Австралии. С 1963 года он отходит от публичных выступлений. 23 января 1976 года Поля Робсона не стало.
95 лет назад (1912) родился Борис Александрович ПОКРОВСКИЙ
Борис Покровский - народный артист СССР, профессор, лауреат многих премий в России и за рубежом, мастер, с именем которого связаны лучшие страницы истории не только отечественного, но и мирового оперного искусства. Родился в Москве. В 1937 году окончил режиссерский факультет ГИТИС. В 1937-1943 годах был режиссером (с 1939 года - художественным руководителем) Горьковского театра оперы и балета. Творчество Бориса Покровского в течение пятидесяти лет было связано с Большим театром: с 1943 года он - режиссер, а в 1952-1963 годах и с 1968 по 1982 год - главный режиссер Большого театра. Здесь он поставил более 40 спектаклей, большинство из которых стали этапными, определяющими ныне уровень режиссерского стиля театра, методы осуществления оперных постановок. Среди спектаклей, поставленных Борисом Покровским в Большом театре - «Вражья сила» А.Н.Серова , «Проданная невеста» Б.Сметаны, «Садко» Н.А.Римского-Корсакова, «Свадьба Фигаро» В.Моцарта, «Война и мир», «Семен Котко» и «Игрок» С.С.Прокофьева, «Судьба человека» И.И.Дзержинского, «Руслан и Людмила» М.И.Глинки, «Мертвые души» Р.Щедрина, М.П.Мусоргского, «Орлеанская дева» П.И.Чайковского, «Обручение в монастыре» С.С.Прокофьева (1982), «Франческа да Римини» С.В.Рахманинова (1998). Получила известность его постановка оперы «Война и мир» в Ленинградском Малом оперном театре и в Софийской народной опере «Огненный ангел» С.С.Прокофьева. С 1972 года Борис Покровский - художественный руководитель и режиссер основанного им Московского Камерного музыкального театра, где поставлены оперы «Не только любовь» Р.Щедрина, «Нос» Д.Шостаковича (1974) и другие. Талантом и мастерством Б.А.Покровского воспитано не одно поколение артистов оперной труппы. С 1949-го года он преподает в ГИТИС (ныне Российская академия театрального искусства), с 1954 года - профессор, художественный руководитель курсов режиссеров музыкального театра и актеров музыкальной комедии. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» III и II степени. Лауреат Ленинской и государственных премий СССР, РФ. Хранитель традиций культуры XIX века, в XX выступил как новатор в своих оперных постановках. Его новации уже стали классикой. В XXI век Борис Покровский вошел, назвав себя «консерватором».
80 лет назад (1927) был организован Союз обществ содействия обороне и авиационно-химической промышленности СССР - Осоавиахим
Первое общество содействия обороне - военно-научное, было создано еще в конце 1920 года и объединяло в основном красных командиров, учившихся в военных академиях. 8 марта 1923 года появилось Общество друзей воздушного флота (ОДВФ). 19 мая 1924 года было создано еще одно общество - друзей химической обороны - «Доброхим». В марте 1925 года они соединились под названием Общество друзей авиационной и химической обороны и промышленности («Авиахим»). 23 января 1927 года совместное заседание съезда «Авиахима» и пленума Общества содействия обороне (бывшее военно-научное) привело к образованию новой организации - Общества друзей обороны и авиационно-химического строительства - «Осоавиахима». Всего в предвоенный период обучение в «Осоавиахиме» прошли около 40 миллионов человек. В годы Великой Отечественной войны «Осоавиахим» подготовил более 9 миллионов призывников по различным дефицитным воинским специальностям: радистов, телефонистов, снайперов, саперов, водителей. Другой, менее известной, страницей в истории общества стала работа его саперов (15-17-летних юношей) по обнаружению и обезвреживанию боеприпасов и мин на территориях 37 краев и областей, временно оккупированных противником. В разминировании приняли участие десятки тысяч осоавиахимовцев, сотни были убиты и ранены. В январе 1948 года «Осоавиахим» был разделен на три отдельных общества - содействия армии, авиации и флоту - ДОСАРМ, ДОСАВ и ДОСФЛОТ. В августе 1951 года они объединились в новое общество - ДОСААФ. Его руководителями были в 1950-1960-е годы генералы, командовавшие в Великую Отечественную армиями и корпусами: Василий Кузнецов, Павел Белов, Андрей Гетман. Наивысшего расцвета ДОСААФ достигло в 1970-1980-е годы под руководством знаменитого летчика Александра Покрышкина. В это время его численность превышала 100 миллионов членов. ДОССАФ состояло из 363 тысячи первичных организаций. Спортсмены ДОСААФ установили 198 мировых и европейских рекордов, завоевали на международных соревнованиях 2811 медалей, в том числе 1339 - золотых. В 1972-1981 годах ДОСААФ переехало из подвалов в благоустроенные здания, увеличилось число тиров и аэроклубов. Это было достигнуто не только с помощью государственных дотаций: с 1966 года возобновилась осоавиахимовская традиция проведения лотерей. Вскоре после прихода Покрышкина они стали проводиться два раза в год. Последний тираж проводился уже в декабре 1991 года, после того как ДОСААФ был распущен, поскольку многие его руководители выступили в августе 1991 года в поддержку ГКЧП. 25 сентября 1991 года ДОСААФ был преобразован в Российскую оборонную спортивно-техническую организацию (РОСТО), которой удалось сохранить большую часть учебной и материально-технической базы. В РОСТО ежегодно обучаются по военно-учетным специальностям более 100 тысяч граждан, подлежащих призыву на военную службу. Более шести миллионов человек прошли в РОСТО обучение по массовым техническим профессиям, что в определенной степени способствовало укреплению мобилизационной готовности государства. В РОСТО функционируют центральные спортивные клубы, штатные и внештатные авиационно-спортивные организации, Калужское летно-техническое училище, детско-юношеские спортивно-технические школы, спортивно-технические и спортивно-стрелковые клубы, а также клубы служебного собаководства и спортклубы при учебных организациях.