Петр Романов, политический обозреватель РИА Новости.
Евросоюз - удобнейший объект для изучения такой любопытной темы, как роль личности в политике. Конечно, общий стратегический курс ЕС вырабатывается коллективно - всеми членами союза, тем не менее, немало зависит и от личностей европейских лидеров. И тех, кто на основе ротации сменяет друг друга у руля Евросоюза, и тех, что приходят к власти в той или иной стране-члене ЕС. Наконец, отдельная, но важная группа - это лидеры тех стран, с которыми ЕС либо сотрудничает, либо совместно решает острые общемировые проблемы. Каждая такая личность, либо облегчает союзу жизнь, либо ее усложняет.
Чтобы было ясно, о чем идет речь, приведу несколько примеров. Скажем, если во Франции на ближайших выборах победит Николя Саркази, а он имеет на это вполне реальные шансы, то его победа прямо отразится на таком спорном для Европы вопросе, как вступление в ЕС Турции. Поставить заслон на пути вступления турок в ЕС уже сегодня один из предвыборных лозунгов Саркази.
Или другой пример. Что принесет Евросоюзу недавняя победа в Сербии партии националистов Воислава Шешеля - нынешнего подсудимого Гаагского трибунала? Насколько это затормозит путь Сербии в ЕС, о чем мечтают сербские лидеры ряда других политических сил?
Или, как скажется на внутренней жизни Евросоюза и на его отношениях с США неминуемый и уже скорый уход с политической арены Тони Блэра - верного союзника Вашингтона? Может быть, от этого общеевропейское единство только выиграет?
Не может оставаться Евросоюз безучастным и к тому, кто придет на смену Джорджу Бушу и Владимиру Путину в США и России. В обоих случая смена кормчих не за горами.
С первым у Евросоюза не очень-то складывается взаимопонимание, в частности, по ряду внешнеполитических вопросов: Ирак, Иран и т.д. Не трудно заметить и принципиальные расхождения по некоторым моральным вопросам, крайне важным для понимания демократии, достаточно упомянуть, скажем, отношение к смертной казни, пыткам, незаконным тюрьмам.
Благодаря второму, наоборот, сотрудничество между ЕС и Москвой развивается, в целом успешно: партнеры последовательно преодолевают один за другим как старые завалы еще времен холодной войны, так и новые вызовы, важнейший из которых, конечно, энергетический. Это, кстати, показал и только что прошедший блиц-вояж в Сочи нынешнего председателя ЕС Ангелы Меркель. Проблемы были, их никто не скрывал, но решали их собеседники с улыбкой и в конструктивном духе, что было видно даже стороннему наблюдателю.
И здесь свою роль, как это не трудно заметить, сыграл не только обоюдный интерес развивать стратегическое партнерство, но даже немецкий язык Путина и, как мне кажется, энергетика г-жи Ангелы Меркель. Недаром она гораздо активнее своих недавних предшественников на посту председателя ЕС взялась и за такую сложнейшую тему, как европейская Конституция. Между прочим, до г-жи Меркель никому в голову почему-то не приходила вполне логичная мысль пригласить в качестве ближайших помощников в решении этой сложной проблемы представителей тех стран, что, согласно ротации, сменят ее на посту председателя ЕС. При таком подходе, как очевидно, сохраняется преемственность усилий, повышается эффективность, а значит и шансы на успех.
К сожалению, есть и другие примеры. Скажем правление в Польше близнецов Качинских - президента и премьера, что наложили вето на переговоры России и ЕС по новому договору.
Предлогом, как известно, послужил запрет, наложенный Москвой на поставки в Россию польского мяса, в котором были обнаружены вместо говядины - малосъедобные включения, например, мясо индийских буйволов. То есть, фактически поляки занимались, если называть вещи своими именами, грубой фальсификацией.
Но самое главное: вместо того, чтобы просто признать свою ответственность и оперативно исправить положение дел, Польша устроила вселенский скандал, затормозила сотрудничество ЕС с Россией и фактически заставила руководство Евросоюза за себя решать неприятную для нее проблему. Так что Путину и Меркель пришлось говорить и о польском мясе.
Только на днях в Берлине руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт и заместитель комиссара ЕС по ветеринарным вопросам Паола Коджи подписали Меморандум по животноводческой продукции, поставляемой из стран ЕС в Россию. Выход из кризиса появился.
Кстати, поставляемый поляками продукт был "освящен" общим для всех стран санитарным сертификатом ЕС, т.е., поляки дискредитировали не только себя, но и ЕС в целом. Именно поэтому на встречу в Берлине были специально приглашены представители тех проблемных стран, чьи поставки не устроили Москву. А именно, статс-секретарь министерства сельского хозяйства и развития села поляк Марк Загорски, а также румыны и болгары. С ними у Москвы те же проблемы.
В результате документ подписан, причем полякам пришлось, фактически признать свою вину, согласившись на аудит своей продукции российскими санитарными врачами.
Возникает естественный вопрос, зачем надо было поднимать скандал и накладывать вето на процесс дальнейшего сближения России и ЕС?
Поскольку очевидно, что поляки от скандала только проиграли, единственное объяснение - братья Качинские и их личная антипатия к России.
Правда, остается еще один спасительный для братьев вариант: возможно, паны Качинские - мягко говоря, не гурманы, а потому вполне искренне считали железные мышцы буйвола съедобными?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции