Игорь Максимычев, Институт Европы РАН, для РИА Новости.
Самой большой неожиданностью только что состоявшейся встречи Президента России Владимира Путина с канцлером Германии Ангелой Меркель в Сочи было то, что никаких неожиданностей не случилось. Хотя визиту канцлера ФРГ в Россию предшествовали не только метеорологические, но и политические бури в Европе. Обострение ситуации, вызванной кратковременной приостановкой прокачки нефти по экспортному нефтепроводу «Дружба», оживило в Евросоюзе старый лозунг - «России нельзя доверять». Параллельно наращивали свои усилия политики некоторых новых членов ЕС, стремящиеся во что бы то ни стало поссорить Евросоюз с Россией. Особенно отличились в этом смысле Эстония и Польша: первая - принятием закона, фактически реабилитирующим нацистские СС, вторая - блокадой переговоров между ЕС и Россией о заключении нового базового договора о сотрудничестве взамен действующего.
Однако встреча в Сочи прошла в дружественном режиме. Различия во мнениях не исчезли, но позиции сторон сблизились. С 1 января на ближайшие полгода ФРГ занимает кресло председателя Евросоюза, и поэтому вопросы отношений ЕС и России находились, естественно, в центре обсуждения в Сочи. Германия и Россия хорошо понимают друг друга, но Россия и Евросоюз как некая общность нуждаются в согласовании некоторых моментов. Выработать приемлемый для обеих сторон компромисс входит в перечень задач ФРГ как действующего председателя Евросоюза. Она располагает наилучшими предпосылками для реализации этой задачи.
Еще накануне Меркель не оставила сомнений в том, что Германия, как и большинство членов Евросоюза, считает партнерство с Россией (причем не только в энергетической области) важнейшим условием обеспечения стабильности и процветания всей Европы. Посвятив встречу в Сочи углублению партнерства с Россией, она доказала свою зрелость как политика международного формата.
Ситуация вокруг нефтепровода «Дружба» и одновременно представленный Еврокомиссией план действий по уменьшению зависимости Евросоюза от импорта энергоносителей подогрели интерес к проблемам энергоснабжения и, в более широком плане, к проблемам энергобезопасности. Естественно, эта тема заняла одно из важных мест в переговорах в Сочи. Позиции сторон в этой области близки и во многом совпадают. Совместно реализуемый Россией и ФРГ проект строительства Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря - один из магистральных способов избежать непредвиденных затруднений при получении странами Евросоюза российских энергоносителей. Сейчас это понимают все (может быть, даже уже и Польша). Предложенные Еврокомиссией меры по энергосбережению и переходу на использование возобновляемых источников энергии встречают понимание и поддержку с российской стороны. Даже в случае полной реализации этих мер потребности Евросоюза в импорте энергоносителей будут все равно расти, в то время как бесконечное наращивание добычи невозобновляемых источников энергии невозможно (тем более что в получении российских энергоносителей заинтересован не только Евросоюз, но и соседи России в Азии). Разумными представляются соображения в пользу замедления или даже прекращения свертывания атомной энергетики в ФРГ, хотя они вызвали неоднозначную реакцию внутри самой Германии.
Еще один важный аспект переговоров В.В.Путина и Ангелы Меркель был продиктован тем, что с 1 января ФРГ приняла на себя на 2007 год функции председательствования в «восьмерке» крупнейших стран мира. Влияние Германии в глобальном масштабе неизмеримо выросло после объединения, состоявшегося 17 лет назад. Параллельно выросла и ее глобальная ответственность. В этом плане руководителям германской политики предстоит позаботиться о том, чтобы немалый потенциал «восьмерки» был использован разумно и с полной отдачей для всего мирового сообщества. Без поддержки со стороны России усилий ФРГ в данном направлении успех не гарантирован. В сущности, в Сочи состоялась передача эстафетной палочки «восьмерки», что должно обеспечить преемственность в ее работе. Под этим углом зрения следует рассматривать состоявшийся обмен мнениями по основным проблемам международных отношений, в число которых входят нераспространение оружия массового поражения, борьба с международным терроризмом, положение в Ираке и Афганистане, ситуация на Ближнем Востоке в целом, соответствующее нормам международного права решение проблемы Косово, состояние мировой экономики и некоторые другие. Подтвержденный на встрече в Сочи принцип параллельности действий ФРГ и России на международной арене - хороший знак для мира.
Переговоры руководителей России и ФРГ уже давно носят характер «сверки часов» между коллегами, занятыми общей работой ради достижения единой цели. Встреча в Сочи, проходившая почти в домашней обстановке, продемонстрировала широкие области совпадения взглядов сторон. Их результаты будут, несомненно, способствовать стабилизации обстановки в Европе и в мире. Сочи готовится стать столицей зимней Олимпиады 2014 года. Одним из факторов в пользу осуществления этих планов служит укрепляющаяся репутация города как места проведения успешных встреч на высшем уровне.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции