Андрей Вавра, политический обозреватель РИА Новости.
Минтимер Шаймиев входит в дюжину долгожителей среди глав российских регионов: президентом Татарстана выбран еще в 1991 году. С полным основанием он может быть отнесен и к числу политических тяжеловесов. Их и того меньше. И хотя сегодня он поставлен в ряд региональных руководителей-политических назначенцев, это не меняет его особого статуса в республике. Шаймиев - общепризнанный лидер, пользующийся непререкаемым авторитетом в Татарстане, в полном смысле слова - «отец нации». Что позволяет говорить об уникальности его фигуры.
Это - политик. И это - личность.
Вместе с тем, вряд ли его принципы и методы руководства республикой могут быть тиражированы, войти в учебники по демократии и рыночной экономике.
Например, весьма спорной представляется его позиция в отношении выборности глав муниципальных образований. Шаймиев считает, что выбирать их пока еще рано. Нужно назначать. Иначе появится масса крикливых, самодеятельных людей, будет много политики и мало профессионализма, мало реальной работы. В конечном счете, не будет управляемости. В местную власть должны прийти люди зрелые, опытные, выдерживающие единую линию в политике и экономике, которую определяет президент республики.
С точки зрения теории демократии - это неправильно. Но совсем иначе это выглядит с точки зрения российских реалий. С учетом нашего опыта шумных и пустых, а, кроме того, еще и дорогостоящих избирательных кампаний, приводивших к власти порой совершенно некомпетентных людей. Как известно, даже и преступников.
Или, например, его позиция в отношении села. В начале 1990-х - в период бурных реформ в экономике, он сохранил традиционную инфраструктуру, сохранил колхозы - эту базовую единицу советского сельского хозяйства. Не бросил их - «выживайте, как хотите». Дал колхозам дотации, сохранил низкие цены на ГСМ. У него твердая позиция: в рыночные отношения надо входить постепенно.
Как типичный советский хозяйственник, он настороженно отнесся к разрушительным ультрарыночным теориям. Шаймиев понимал, что людям очень трудно профессионально и психологически адаптироваться к новым реалиям, и потому всеми силами удерживал от забегания вперед. Есть известная русская пословица: «быстрота хороша при ловле блох». Не знаю, существует ли ее татарский аналог и как он звучит. Но в своей политической и хозяйственной деятельности он последовательно придерживался принципов осторожности и постепенности.
В общем, в вопросах с колхозами и муниципальной властью Шаймиев не может по большому счету считаться современным политиком.
Политик Шаймиев - это советская партийно-хозяйственная закалка, необходимость учета новых демократических и рыночных реалий плюс житейская мудрость. Во главу своей политики он поставил элементарные экономические принципы. Людей надо накормить, дать им работу. Иначе будут раскачивать ситуацию, иначе неизбежна социальная напряженность.
Собственно говоря, политика оценивают не по соответствию книжным теориям, а по реальным результатам. А с реальными результатами у Шаймиева все в порядке.
Шаймиев, видимо, первый человек в России, который провозгласил программу борьбы с ветхим жильем. Использовав свой административный ресурс - а он чрезвычайно весом! - создал фонд, обложив предприятия налогом «на ветхое жилье». Бурное строительство, которое все эти годы велось в республике, сняло остроту жилищного вопроса в республике. Особенно бурная работа велась накануне юбилея - 1000-летия Казани. Реставрация, реконструкция, активное жилищное строительство позволили привести столицу в образцовый порядок. А на правом берегу реки Казанки был построен фактически второй - абсолютно новый - город.
Проблемы газификация - тоже важный пункт экономической политики Шаймиева. При таких энергоресурсах, которые существуют в республике, недопустимо, чтобы какие-то татарские деревни продолжали жить без газа. И этот пункт своей программы он выполнил.
На очереди - программа дорожной инфраструктуры (все дороги в Татарстане должны быть заасфальтированы). Программа по созданию новых технологий переработки тяжелой татарской нефти. Плюс - в этом же ряду - программа реанимации старых скважин. Программа возрождения тяжелого машиностроения, восстановления эффективной работы многих уникальных предприятий. А еще программа по здравоохранению и т.д. и т.п.
Кстати, знаменитые слова Ельцина «Берите суверенитета столько, сколько сможете!» прозвучали именно в Татарии. И идея национального суверенитета была выдвинута потому, что центр все налоги забирал себе, а потом, через дотации и субвенции частично возвращал в регион. Суверенитет стал для Шаймиева возможностью прежде всего решать экономические проблемы республики. Что он успешно и делал.
Правда, сегодня у Москвы и Казани нет «особых отношений». Финансовые взаимоотношения центра и регионов окончательно унифицированы. И тут, конечно, нельзя исключить возникновения определенных проблем с реализацией программ. Но Шаймиев успел заложить настолько надежную социально-экономическую базу развития республики, что трудности хотя и возможны, но препятствиями они стать не должны.
Тогда же, в начале 90-х, когда национализм в национальных республиках перехлестывал через край, он продемонстрировал исключительное дипломатическое искусство. В той чрезвычайно сложной и напряженной ситуации Шаймиев не пошел на обострение. Он повел политику сдерживания. Понимал, что за прошедшие годы к власти накопились претензии и претензии справедливые. Поэтому с национализмом он искусно лавировал, а не воевал. Действовал через убеждение, а не силу. Привлек на свою сторону духовенство, интеллигенцию (прежде всего, творческую - деятелей театра, писателей). И постепенно, как мудрый и многоопытный политик, «задушил националистов в объятьях».
А что может быть лучшей характеристикой зрелости политика, чем его искусство «душить в объятиях»?
С юбилеем Вас, Минтимер Шарипович!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции