Елена Иваницкая, культуролог для РИА Новости.
Тесная взаимосвязь искусства звука с искусством слова - общемировая традиция, и все-таки в России она выражена наиболее явственно, потому что, по меньшей мере, два столетия русская культура развивались как «литературоцентричная». Классическая литература всегда была поводом для прекрасной музыки. Вспомним хотя бы «Пиковую даму» Петра Чайковского или «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича. В первом случае Пушкин, во втором - Лесков стали поводом для великих оперных произведений.
Новейшую русскую литературу «открыл» для академической музыки Альфред Шнитке, написавший оперу «Жизнь с идиотом» по рассказу Виктора Ерофеева. Либреттистом выступил сам Ерофеев. Премьера оперы состоялась в Амстердаме в 1992 году. Новаторство музыкального языка и шокирующий сюжет либретто о маразматике Ленине по скандально известному рассказу вызвали поначалу неоднозначную реакцию публики и критики. К сегодняшнему дню опера «Жизнь с идиотом» неоднократно ставилась на сценах оперных театров России, а постановка Новосибирского оперного театра стала в 2004-м году лауреатом престижной российской театральной премии «Золотая маска».
Шнитке задал вкус к эпатажу.
Так, оперный сезон 2005 года был отмечен яростной борьбой мнений вокруг оперы Леонида Десятникова «Дети Розенталя», которая была заказана композитору Большим театром - главной оперной сценой России.
Премьера оперы состоялась в марте 2005 года, режиссером был Эймунтас Някрошюс.
Музыковед Ольга Гладкова отмечала, что Леонид Десятников, написав эту оперу, рискнул прибавить к имиджу самого известного и востребованного петербургского композитора своего поколения и славу самого скандального. Но скандал, сопровождавший репетиции и премьеру, был вызван отнюдь не музыкальной спецификой оперы: Леонид Десятников отрыто продолжил традиции оперного языка русской классики второй половины ХIХ века - Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова и Петра Чайковского. Скандал был вызван даже не либретто, которое написал Владимир Сорокин на основе своего романа «Голубое сало». Неприятию со стороны некоторых общественных организаций подверглось само имя либреттиста, потому что Владимир Сорокин имеет славу писателя шокирующего, смакующего низменные стороны жизни.
Между тем либретто свободно от какого-либо циничного начала и развивает традиционную как для литературы, так и для музыки тему - трагедия творца и его творений в холодной, враждебной действительности. Чистый романтизм! Однако движение «Наши» настойчиво пикетировало театр в дни премьеры.
Но не только новая проза стала источником новой музыки.
К новейшей русской поэзии обратился известный композитор Владимир Мартынов. В 2000-м году он написал сочинение для смешанного хора «Антифон I» на стихи современного авангардного поэта Льва Рубинштейна, а в следующем году на его же стихи - «Антифон II».
Фарадж Караев, один из ведущих композиторов постсоветсткого пространства (сын и ученик советского композитора Кара Караева), создал на слова современного поэта Ивана Ахметьева оперу «Посторонний» - для тенора, камерного ансамбля, инструментального ансамбля и магнитофонной записи.
Это произведение не может считаться оперой в собственном смысле слова. Его жанр музыковеды обозначают как «маленький спектакль».
Впрочем, то же самое можно сказать о многих других произведениях.
Искания современных композиторов в области музыкального театра не укладываются в рамки традиционных оперы и балета и не продолжают их линию развития, полагает известный музыковед Людмила Бакши: «Это принципиально новое художественное явление. В новом музыкальном театре литература превращается в миф». В качестве примеров таких исканий она называет спектакли, созданные в соавторстве композитором Александром Бакши и режиссером Валерием Фокиным. Два спектакля сделаны по произведениям классика русской литературы Николая Гоголя - «Нумер в гостинице NN (Мертвые души)» и «Шинель». Спектакль «Превращение» основан на прославленном рассказе Франца Кафки. «Сидур-мистерия» - спектакль на стихи выдающегося современного скульптора Вадима Сидура, ныне покойного, который проявил себя не только в ваянии, но был также ярким поэтом и прозаиком.
Но также по-прежнему сохраняется интерес к русской традиции.
Русская литературная классика девятнадцатого и двадцатого столетий продолжает оставаться живой и актуальной для современных академических композиторов.
Александр Кулыгин написал «хоровую оперу» (так обозначил жанр сам композитор) «Полет в небеса» по произведениям Александра Пушкина и Даниила Хармса.
Стефан Андрусенко - «футуристическую оперу» «Победа над солнцем» на текст литературного авангардиста начала ХХ века Алексея Крученых.
Леонид Десятников - «камерную оперу» «Бедная Лиза» на основе сентиментальной повести Николая Карамзина, писателя и историка начала ХIХ века.
На текст Хармса написан и опус Владимира Мартынова «Смерть дикого воина» для струнного секстета и фортепиано.
Лилия Родионова пишет вокальные циклы на стихи Александра Пушкина, Валерия Брюсова, Осипа Мандельштама, Иосифа Бродского.
В 2004 году в Музее-усадьбе Льва Толстого в Хамовниках (Москва) состоялась премьера оперы Ширвани Чалаева «Хаджи-Мурат». Опера, написанная на основе повести Льва Толстого, вызвала большие споры, но, несомненно, была замечена музыкальной общественностью.
Это весьма внушительный список, и все же это не все.
Особое место в современной академической музыке занимает киномузыка. Большинство композиторов пишет музыку к кино-, теле- и мультипликационным фильмам. Это общая практика. Даже «небожитель» современной музыки София Губайдулина писала киномузыку и с теплотой вспоминает свою работу над музыкой к кинофильму «Чучело», к мультфильму «Маугли» и многим другим.
Стремительно завоевавший популярность композитор Игорь Корнелюк только что написал музыку к многосерийным фильмам по роману Федора Достоевского «Идиот» и роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Оба эти романа являются знаковыми для русской культуры, и попытка композитора проникнуть в их смысл средствами музыки была с интересом и одобрением принята зрителями. В ноябре 2006 года Игорь Корнелюк рассказал корреспонденту журнала «Музыкальная жизнь», что мечтает написать оперу - «самую традиционную оперу с ариями и драматическим сюжетом», а Леонид Десятников на страницах журнала «Музыкальная жизнь» заявил, что киномузыка - важное слагаемое современной культуры, и призвал не зачислять ее в разряд «коммерческой».
Вот это отрицание коммерции, упование - не на расчет - а на духовную высоту были, есть и будут лежать на чаше весов великого российского искусства звуков.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции