Рейтинг@Mail.ru
Юрий Григорович - знак культуры времени - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Юрий Григорович - знак культуры времени

Читать ria.ru в
Дзен
80-летие Григоровича стало импульсом для новых размышлений о будущем балета и его сегодняшнем дне. Созданное Юрием Николаевичем - это путь русского балета в 20, 21 и дальнейшем веках. Созданное Григоровичем оказалось не только в одном ряду с величайшими достижениями балетного искусства в России и в мире, в прошедшие времена и сегодня.

Вечер "В честь Юрия Григоровича" состоялся четверг в Большом театре. Перед тем великого русского хореографа чествовали в Краснодаре, где он создал новый театр "Григорович- балет", в 20-х числах января Григоровича будут чествовать в Лондонском театре Ковент-Гарден. Программа во всех трех театрах одна: это созданная специально к этому случаю Юрием Николаевичем балетная сюита из трех его балетов - "Щелкунчик", "Золотой Век" и "Спартак".

Как известно, в течение трех десятилетий Юрий Николаевич Григорович был художественным руководителем балета Большого театра, затем покинул театр по собственной воле. Он ставит спектакли во многих театрах мира и уже несколько лет назад создал новый балетный театр в Краснодаре "Григорович- балет".

Несколько лет назад в одном из своих интервью Юрий Николаевич заметил: "В гости я иду, только когда меня приглашают".

Сегодня Большой театр пригласил Юрия Григоровича в гости. В гости к его балетам, его публике, и любящим его артистам разных поколений. Артистам же новых поколений посчастливилось встретиться с Григоровичем и как зрителям, и уже как артистам: в последние годы многие свои спектакли Григорович восстановил в Большом театре, как всегда вложил в них новую энергию своего неистощимого художественного гения. Он никогда не повторяется - каждое новое обращение к его уже известным балетам таит в себе много новых элементов и новых ощущений жизни сочинения.

Без Григоровича немыслимы ни великая сцена Большого театра, что сейчас реконструируется, ни нынешняя новая сцена Большого театра.

Григорович присутствует в каждом спектакле Большого театра, и речь идет не о буквальном, ежечасном его присутствии в его стенах и выходах к публике на поклоны. В Большом театре, как и в других театрах мира, актеры мысленно танцуют перед Юрием Григоровичием. Разумеется, прежде всего, в его балетах. Но и не только.

Артисты балета - люди уникально устроенные. Они обладают изумительной чуткостью к правдивому шагу-дыханию на сцене. Этому правдивому дыханию, драматизму естества сценической целостности может научить только автор-хореограф, чуткий артист, - если и не раз и навсегда, то однажды и надолго. Балеты Григоровича каким-то чудом открывают перед талантливым артистом его собственные новые возможности сценической жизни и в иных негригоровических спектаклях.

Галина Уланова заметила однажды в ответ на мое восхищение одним из известных артистов Большого театра в "Баядерке": "Что же удивляться? Ведь он прошел через "Спартака" Григоровича".

Пушкин в "Евгении Онегине" одарил нас не только образом одухотворенного полета русской Терпсихоры. Есть в Онегине еще одно обращение к балету - настоящая формула сущности балетного искусства: балет, по Пушкину, "влечет условною красой".

С пушкинской смелостью, стройностью и силой вдохновения наполнил Григорович условную красу балетного театра подлинной жизненностью переживания. В его балетах упоение любви и устремление к идеалу в драматическом осознании неумолимости бытия. Балеты Григоровича - это истории чудесного преображения правды жизни в истину чувства и высокую красоту искусства.

"Вдохновенный - вот кто во всех своих проявлениях выражает высшую жизнь" - это великий немецкий поэт- романтик Новалис. И это, кажется сегодня, - о Григоровиче.

80-летие Григоровича стало импульсом для новых размышлений о будущем балета и его сегодняшнем дне. Созданное Юрием Николаевичем - это путь русского балета в 20, 21 и дальнейшем веках. Созданное Григоровичем оказалось не только в одном ряду с величайшими достижениями балетного искусства в России и в мире, в прошедшие времена и сегодня. Но искусство Григоровича - это убедительное и убеждающее состояние, в котором ощущаешь единомыслие во времени со всем великим, что было создано ранее и с тем великим, что создано сегодня этим балетмейстером.

Вечер в честь Юрия Григоровича будто и в нашу честь. Не потому, что мы современники, не потому, что добрые зрители и строгие ценители. Но потому, может быть, что искусство Юрия Григоровича стало частью нашей жизни, (и не только в искусстве). А наша жизнь достойна участия и высокого понимания.

Искусство Григоровича, его творческая мастерская - тайна. И не к чему ее рассказывать. Хватит и того, что его искусство рождает музыку художественного потрясения.

Однажды Юрий Николаевич сказал об Улановой: "Уланова - величайшая фигура, и не только в балете. Это фигура, обобщающая время, театр и еще очень многое... Галина Сергеева Уланова - знак культуры времени"...

Вот и русский балетмейстер Юрий Николаевич Григорович - знак культуры времени. Фигура, обобщающая время, театр и еще очень многое.

Среди высоких званий коими отмечено творчество Григоровича, есть и такое - Почетный член Российской академии художеств. В этом видится признание его художественной миссии в искусстве минувшего и нынешнего века.

Большой театр чествует Григоровича. Вечер в Большом театре - это вечер и в честь Григоровича, и в честь русского балета, и в честь русского искусства.

Поздравляем, благодарим, просим быть с нами.

Андрей Золотов, профессор, Заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии и Премии Москвы, специально для rian.ru

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала