Марианна Беленькая, политический обозреватель РИА Новости.
Пока в Вашингтоне американская элита спорит о том, поддержать или нет новую стратегию президента Джорджа Буша в Ираке, арабские лидеры выразили свое с ней согласие.
Во вторник госсекретарь США Кондолиза Райс, присутствовавшая в Кувейте на совещании глав МИД арабских стран Персидского залива, Иордании и Египта, посвященном обсуждению новой стратегии Вашингтона в Ираке, услышала слова одобрения.
По сути, общую позицию выразили представители саудовского руководства: новая стратегия президента Буша заслуживает поддержки - в том случае, если она гарантирует единство Ирака и равенство всех групп в обществе.
Безусловно, лидеры восьми арабских государств не наивны. Они понимают, что ситуация в Ираке очень сложная, и насилие еще долго будет раздирать эту страну. Но понимают они и то, что новая американская стратегия, которая включает многие шаги, о необходимости которых они говорили на протяжении многих лет - это лучшее для них из того, что мог бы предложить Вашингтон на данный момент.
Пример - предложения об изменениях в конституции, чтобы расширить участие в политическом процессе Ирака представителей всех этнических и религиозных групп, или курс на расширение полномочий иракцев и невмешательство в их внутреннюю политику, или подтверждение того, что эта страна останется неделимой.
Важным является и ссылка новой стратегии на то, что ради восстановления безопасности в Ираке будет идти борьба со всеми "источниками насилия" вне зависимости от их этнической или религиозной принадлежности. Безусловно, это ремарки в адрес шиитов и Ирана. Ведь, как известно, в основном иракские и американские силы безопасности в Ираке до сих пор в основном занимались борьбой с суннитскими вооруженными формированиями, закрывая глаза на деятельность шиитских группировок, которые также ответственны за тот хаос, который происходит в стране. Порадовало арабских лидеров, с учетом их отношения к Тегерану, и то, что Вашингтон все же решил не делать ставку на Иран ради достижения стабильности в Ираке, хотя об этом и не говорилось вслух на совещании, проводившемся в Кувейте.
Еще одна причина, по которой арабские страны сказали США "да", заключается в том, что одобрение американского плана их ни к чему не обязывает. Еще до встречи глав МИД арабских стран Райс побывала в Эр-Рияде, где в частности шла речь о том, как Саудовская Аравия может поддержать процесс стабилизации и объединения Ирака. Ответ саудовских властей на публике так и не был озвучен, хотя ранее не единожды они заявляли о том, что в первую очередь ответственность за судьбу Ирака лежит на самих иракцах.
В этой связи следует вспомнить интервью наследного принца Саудовского королевства Султана бен Абдель Азиза газете "Аш-Шарк аль-Аусат", которое было опубликовано за несколько дней до того, как Буш озвучил свою новую стратегию. В интервью принц отметил, что его королевство беспокоит иностранное вмешательство в дела Ирака, что саудовское руководство считает недопустимым такую линию поведению для себя, и оставляет право за иракцами самим искать выхода из кризиса, в котором они находятся. Он отметил, что Саудовская Аравия не раз предоставляла свою территорию для встреч представителей различных иракских политических групп, с тем, чтобы они могли найти между собой компромисс. Саудовские представители также проводили переговоры с иракскими политиками, пытаясь убедить их наладить диалог между собой.
Смысл всех этих слов в том, что саудовское руководство, так же как и руководство остальных семи стран, чьи министры иностранных дел встречались с Райс, готовы оказать иракцам политическую поддержку, выступить в качестве посредников между различными иракскими группировками, если их об этом попросят. Однако ни финансовой, ни военной помощи Ираку они пока не собираются оказывать, так же как не собираются брать на себя ответственность за происходящее в этой стране. Это, как они подчеркнули, проблемы самих иракцев, а между строк подразумевалось, что еще и проблемы Вашингтона. Если у американцев и иракцев получится найти выход из кризиса - они будут рады, нет - они умывают руки.
Однако для США в данной ситуации и такая поддержка весьма существенна. Так же ценно то, что восемь арабских стран воздерживаются, по крайней мере на словах, от того, чтобы мутить воду в Ираке и открыто выступать на стороне какой-то одной из местных политических сил. Напротив, они говорят о консолидации иракцев. И это существенно.
Однако и США не стоит обольщаться. Они получили карт-бланш от восьми арабских государств на осуществление новой стратегии в Ираке, но при условии, что это не будет способствовать обострению ситуации в регионе. Так, недавно глава МИД Кувейта Мухаммед ас-Сабах отметил, что "мы союзники Америки, а не ее прислужники". Эту же фразу повторил и спикер кувейтского парламента Джасем аль-Харафи, отвечая на вопрос журналистов, как Кувейт будет реагировать, если США будут настаивать на нанесении удара по Ирану.
Впрочем, эти слова не стоит связывать только с возможностью начала военных действия Вашингтона против Тегерана, она может быть отнесена к любой политической инициативе США, затрагивающей регион Большого Ближнего Востока. Восемь арабских стран будут поддерживать Вашингтон ровно в той мере, пока это отвечает их интересам. Но их поддержка не безгранична.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции