Рейтинг@Mail.ru
ФНС сможет сопоставлять доходы и расходы граждан автоматически - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ФНС сможет сопоставлять доходы и расходы граждан автоматически

Читать ria.ru в
Дзен
В прошлом году Федеральная налоговая служба начала со Сбербанком «пилотный» проект по обмену информацией о налоговых платежах граждан. Суть проекта: налоговики в электронном виде оперативно получают данные о платежах. Граждане, в свою очередь, при желании смогут буквально на следующий день после уплаты налога взять справку в налоговой инспекции об отсутствии налоговой задолженности, чтобы получить, скажем, кредит. Что еще планирует усовершенствовать ФНС России и нужно ли вводить автоматизированный контроль за расходами физлиц, объяснил РИА Новости заместитель генерального директора Главный научно-исследовательский вычислительный центр ФНС России (ФГУП ГНИВЦ ФНС России) Юрий Волков.

В прошлом году Федеральная налоговая служба начала со Сбербанком «пилотный» проект по обмену информацией о налоговых платежах граждан. Суть проекта: налоговики в электронном виде оперативно получают данные о платежах. Граждане,  в свою очередь, при желании смогут буквально на следующий день после уплаты налога взять справку в налоговой инспекции  об отсутствии налоговой задолженности, чтобы получить, скажем, кредит. Что еще планирует усовершенствовать ФНС России и нужно ли вводить автоматизированный контроль за расходами физлиц, объяснил РИА Новости заместитель генерального директора Главный научно-исследовательский вычислительный центр ФНС России (ФГУП ГНИВЦ ФНС России) Юрий Волков.
 
- Юрий Константинович, пожалуйста, расскажите, на какой стадии проект со Сбербанком?
 
- Проведено тестовое испытание биллинговой технологии обработки платежей физических лиц, в рамках которого было подключено несколько налоговых инспекций в Москве и Московской области. Информация из этих налоговых органов была передана в Сбербанк, банком обработана и направлена обратно в налоговые органы. Сразу хочу отметить, что информация была условно реальная, потому что проводить эксперименты в финансовой сфере рискованно. В настоящее время уже получены положительные результаты. Я думаю, Москва и Московская область смогут воспользоваться этим проектом уже с первого квартала 2007 года, когда налоговые органы должны будут начислить гражданам транспортный, земельный и имущественный налоги.
 
- В чем сложности действующей системы начисления?...
 
- У нас в стране примерно 70 миллионов работающих налогоплательщиков. Два срока платежа по земельному налогу - это уже 140 миллионов платежных извещений только по одному налогу! Умножьте это еще на три налога, добавьте сюда банки, граждан и налоговиков получим огромный бумажный документооборот. Уменьшая этот бумажный оборот, мы заодно предоставляем дополнительные сервисы физическому лицу: он может быстро взять справку об отсутствии задолженности, чтобы взять кредит, например.
 
- Когда это новшество будет внедрено в других регионах?
 
- Очевидно, это будет возможно только после того, как закончится эксперимент по передаче реальной информации в указанных двух регионах. Если результат будет положительный, то, скорее всего, это произойдет в первом квартале 2008 года. Также хочу отметить, что мы приветствуем взаимодействие в этой сфере и с другими коммерческими банками.

- В конце прошлого года, кроме того, сообщалось, что уплату налогов планируется организовать с помощью услуг почтальонов...

- Почта представляет интерес в том ракурсе, что отделения Сбербанка могут находиться в городах и быть непосредственно удалены от сельских поселений. А услугами почты при оплате услуг, скажем, при оплате коммунальных платежей, граждане пользуются.
 
- А в чем разница проектом с банками и почтой?
 
- У Сбербанка широко развита электронная сеть обмена информации и мы, как я уже говорил, используем биллинговые технологии. Почта России не обладает такой развитой сетью электронного документооборота. В этой связи предполагается при взаимодействии использовать штрих-кодовую технологию. Налоговые органы, выдавая платежные извещения  и одновременно платежные документы по форме ПД4-Налог  физическим лицам, наносят на эти документы штрих-код, содержащий информацию об уплачиваемом налоге. Почтовые отделения в достаточной степени оснащены сканерами, позволяющими считывать штрих-код, и тем самым преобразовать информацию с бумаги в электронный вид. Почта России, понимая, что может помочь ФНС, пошла на встречу.
 
- Соглашение уже подписано?
 
- Нет, но рабочая группа по его заключению и отработке технических вопросов уже создана, совещания уже проходят. И, скорее всего оно будет заключено уже в этом году. Уже разработаны форматы электронного обмена, идет проработка порядка такого обмена. Информация об уплате налога до налоговых органов будет идти примерно два дня - с учетом отдаленности некоторых населенных пунктов.
 
- Планируется, что платить налоги можно будет через почтальонов по аналогии, например, с получением пенсий?
 
- Да, скорее всего.
 
- Каковы запланированные результаты и цели этого проекта?

- В них заинтересованы все три стороны. Налоговые органы будут получать информацию в электронном виде. Налогоплательщику не надо будет ехать в район, чтобы заплатить налог, потому что почтальон доходит до каждого дома. Ну и почта заинтересована в том, чтобы привлечь клиентов.
 
- А можно ли предположить такую ситуацию. Скажем, кончился срок уплаты налога, инспектор пришел на работу, включил компьютер, а в нем - уведомление: мол, такие-то налогоплательщики не заплатили земельный налог...
 
- Да, это возможно. Есть такая функция в нашей автоматизированной системе: всегда можно посмотреть расчеты с бюджетом и сформировать списки налогоплательщиков имеющих переплату или недоимку.
 
- ...Инспектор сформировал «черный» список и высылает фигурантам извещения.
 
- В принципе, да. Такие списки всегда можно формировать в любой момент времени, но они не формируются автоматически. Нужно нажать кнопку: сформировать список недоимщиков, следующая кнопка - сформировать извещения. И дальше - разослать извещения. Электронный документооборот приводит к тому, что инспектор начинает работать эффективно. При действующей «бумажной системе», скажем, пришла инспектору кипа платежек и он не знает - нажимать ему эту кнопку или не нажимать, сначала ведь надо ввести данные из этой кипы бумаг. А так: день настал - нажимай кнопку.
 
- А пени тоже «автоматом» можно начислять?
 
- Пени и сейчас начисляется автоматически при отсутствии платежа к установленному сроку. Но каждый платеж - это банковская операция. Ни одной кредитной организации невыгодно проводить банковскую операцию отдельным документом - они формируют сводные платежные поручения. Накопилось сколько-то платежек, и проводят как единую операцию, в результате - поступило на такой-то счет 30 тысяч рублей. Приходит сейчас такая информация из Управления федерального казначейства  в налоговый орган, но кто заплатил - непонятно. Информация об идентификации платежей доставляется на бумаге. То  есть, если срок платежа прошел, то пени начисляются, но потом они аннулируются после того, как с бумаги переносится информация. А тут совершенно все понятно: потому что бумаги нет, все в электронном виде изначально.
 
- С какими еще организациями хотелось бы налоговым органам наладить взаимодействие?
 
- Планы у нас большие: ФНС России уже сегодня наладила контакты  с органами МВД, Роснедвижимостью, Росрегистрацией, Таможней (Федеральной таможенной службой - прим. ред.), ПФР, ФСС, ФФОМС, Росэнерго, Россельходнадзором, Росводоресурсы и готова взаимодействовать с другими организациями и с органами государственной власти. Эта информация очень полезна для контрольной работы.
 
- Так ведь можно установить автоматизированный контроль за расходами налогоплательщика, чтобы выяснить его реальные доходы...
 
- Чисто теоретически, используя информацию других организаций и ведомств, можно установить жесткий контроль.
 
- Вы хотите сказать, что практически - об этом никто не думает?
 
- Я так не сказал. Но хотелось бы донести мысль, что налоговый орган  - это не фискальный орган, а контролирующий. И не надо бояться налогового инспектора. Смотрите, если говорить об организациях. Прежде чем заключать какую-то сделку, ну обратись ты в налоговый орган и перепроверь контрагента: когда организовалась фирма, сдает ли отчетность, исправно ли платит налоги? В данном случае, налогоплательщику инспектор не враг, а помощник. Он может предоставить необходимую информацию для принятия решения. Тогда контролировать расходы граждан смысла нету.
 
- Поясните, пожалуйста, почему?...
 
- Используя базу данных, накопленных по справкам 2-НДФЛ, можно делать различные выводы и выбирать фирмы, которые платят своим фирмам зарплаты в «конвертах». Скажем - два хлебозавода в одной и той же области, но в них разные зарплаты: в одном - по два рубля, другом - по десять. Как такое может быть? «Двухрублевое» предприятие сразу же попадает «на заметку». Этот процесс идет. А в процессе устранения «теневой» экономики ваши расходы уже ну никак не превысят расходы. Так что можно справиться с проблемой не путем автоматизированного контроля расходов гражданина, а путем контроля налогового агента - работодателя. Никто же не собирается контролировать, сколько вы купили колбасы, скажем. А вот понять, можете вы с задекларированных доходов купить 600-сотый Мерседес или нет - легко. Если с одной стороны есть данные от агента по вашей зарплате, с другой стороны - есть база данных по имуществу, по транспорту, по земле, тогда все ясно.
 
- Но для этого все равно надо не только получать информацию, а сопоставлять ее с доходами...
 
- Есть у нас такие механизмы в автоматизированной системе и они используются. У нас первая задача - это исчислить налог, вторая - это все-таки провести определенную работу по сопоставлению исчисленной суммы налога и доходам налогоплательщика. Эти процессы во времени немного разнесены. В интервале между начислениями и приемом информации можно проводить контрольную работу. Налоговый кодекс позволяет осуществлять проверки за три предшествующих года. Автоматизация процесса позволяет в эти сроки более чем уложиться.
 
Беседовала Роксана Ахмедова

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала