Рейтинг@Mail.ru
О дураках, дьяволах и родимых пятнах - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

О дураках, дьяволах и родимых пятнах

Читать ria.ru в
Дзен
Признавая поражение в новогоднем нефтегазовом споре с Россией, Александр Лукашенко позволил себе два экспрессивных заявления. Он назвал «дурацким» совместный российско-германский проект Североевропейского газопровода и сообщил, что ради энергобезопасности страны сотрудничать «хоть с дьяволом». Дьявол, если верить белорусскому президенту, живет на Западе...

Признавая поражение в новогоднем нефтегазовом  споре с Россией, Александр Лукашенко позволил себе два экспрессивных заявления. Он назвал «дурацким» совместный российско-германский проект Североевропейского газопровода и сообщил, что ради энергобезопасности страны сотрудничать «хоть с дьяволом». Дьявол, если верить белорусскому президенту, живет на Западе. Трудно обеспечить безопасность, пусть даже только энергетическую, конфликтуя буквально со всеми мировыми лидерами, включая теперь и ближайшего соседа и стратегического союзника, Россию. Но может быть, изоляция - это плата за особую эффективную экономическую модель?

Геннадий Зюганов, патриотично призывающий не считать «копейки» в системе поставок российских энергоносителей через Белоруссию, без сомнения, считает именно так. Председатель ЦК КПРФ знает, что говорит: во-первых, он всегда лоббировал в России белорусские интересы, от нефтяных до валютных, а во-вторых, белорусская экономика - это экономика по преимуществу советская. В стране сохраняются очень низкая безработица и по-прежнему охватывающая почти все население система социальных гарантий. Пенсионеры и военные живут в Белоруссии лучше, чем в России. Процветание?

Почти четверть (а в сельском хозяйстве - более трети) предприятий убыточны. Хронически убыточны: неоплатный долг возрастает из года в год. Но реальных банкротов отнюдь не ждет формальное банкротство. Как и двадцать, и пятьдесят лет назад, они получают государственные кредиты. Их щедро и почти безвозвратно выдает через уполномоченные кредитные структуры Национальный банк Белоруссии.  При этом сам Национальный банк - это просто филиал Минфина, а крупнейшие коммерческие банки - по сути  крупные отделения Нацбанка. Главные источники их существования - правительственные кредиты и деньги населения.

Некогда всеобщий для экономик стран Восточного блока механизм перераспределения доходов от эффективных предприятий к убыточным работает в Белоруссии на полную мощность. В сочетании с высокими налогами он не только не стимулирует деловую активность, но жестко подавляет ее.

Цены в Белоруссии регулируются государством. Ценовая политика на сельскохозяйственном рынке уже почти обрушила его: государственные закупочные цены повышаются хаотично, но главное, они всегда ниже оптовых российских на 23-25% (на мясо), на молоко и яйца - на 40-50%. Так президент Лукашенко заботится о народе. Однако дефицит образуется сам собой и служит мощным основанием для спекуляции и самоотверженной борьбы с ней.

Работа «на склад», давно ставшая в России анахронизмом, у наших восточных соседей весьма распространена. Сбытом неликвидов - преимущественно в Россию в рамках межгосударственных договоров - интенсивно занимаются  власти, включая лично президента. Иногда им это удается. Иногда - нет, и тогда статистика вынуждена фиксировать угрожающие провалы «белорусского чуда». Впрочем, на самом деле колоссальные - миллиарды долларов! - деньги режим Лукашенко делает на нефтяном, газовом, сахарном и автомобильном транзите. Транзите в Россию и из России. И попытка российских властей напомнить белорусскому правительству о едином таможенном пространстве вплоть до самых последних дней встречала ожесточенное сопротивление.

Все это - отнюдь не процветание. Это типичная ситуация для больной экономики с колоссальными внутренними диспропорциями. Ее болезни - родимые пятна социализма, уверенно захватившие весь кожный покров. Граждане Белоруссии не зря лишены свободы выезда. Кто покинет комфортную для жизни страну?

Зачем Белоруссия России? Конечно, не ради абстрактного субсидирования ее маленькой смешной (или трагичной) экономики. Зюганов сильно заблуждается, полагая, что цель российской политики в этой стране - продолжать бессмысленные «интеграционные» вливания a la СССР. Такого рода помощь не имеет никакого отношения к интеграции. Наш восточный сосед - это поддерживающие стратегическую стабильность в Восточной Европе военные базы российских Вооруженных Сил, рынок сбыта для российской продукции и, наконец, дешевый и до недавнего времени бесперебойный транзит энергоносителей на Запад.

Заявленный «чистый» белорусский нефтяной транзит (примерно 2 доллара за тонну) вдвое дешевле украинского и вчетверо - латвийского. Он короче и технологически проще. Транзит газа тоже выгоден. Неудивительно, что «Газпром» строит здесь газопровод «Ямал-Западная Европа». Как ожидается, ежегодный экспортный доход России от этого проекта начиная с 2008 года должен составить примерно миллиард долларов. Возможно, все это и есть реальная основа продолжения интеграции.

Но надо ясно понимать как выгоды, так и издержки этого процесса. Многолетняя перепродажа беспошлинной российской нефти или неожиданно появляющаяся 45-долларовая «транзитная» пошлина, не имеющая аналогов в мире, - как раз примеры такого рода издержек. И - вызов. Быстрота реагирования российских ведомств и «Транснефти» на этот новый вызов  поистине поразительна. «Транснефть» уже подготовила и направила в правительство целый ряд мер, гарантирующих стабильность поставок нефти на западном направлении. Эти предложения пока официально не обнародованы, но принципиальный диапазон возможностей широк: это и строящийся Восточный нефтепровод, и возможное увеличение мощности БТС с 76 до 120 млн. тонн, и увеличение поставок через Новороссийск, и новый маршрут Харьяга-Индига, и завершающееся восстановление после аварии «литовской» ветки нефтепровода «Дружба» (Унеча-Плоцк).

Не унизить Белоруссию. Не поставить ее в заведомо невыгодные условия. Защитить наши национальные интересы, прежде всего в сфере энергетической безопасности, а также гарантировать бесперебойную транспортировку российской нефти европейским потребителям, - вот главное содержание ответа России на «белорусский вызов». Впрочем, на подобные вызовы, как уже обозначенные, так и потенциальные, Россия должна быть готова ответить всегда. Ответить, понимая, что связи в глобализующемся мире - тоже глобальные.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала