Тридцать лет крупнейшие латиноамериканские писатели - колумбиец Габриель Гарсиа Маркес и перуанец Марио Варгас Льоса - не разговаривали, не виделись и не упоминали друг о друге. Хотя много лет были лучшими друзьями, жили на одной улице и собирались издать общую книгу.
В этом году Испанская Королевская Академия планирует специальное издание романа Габриеля Гарсии Маркеса "Сто лет одиночества" ("Cien Anos de Soledad"), приуроченное к сорокалетнему юбилею книги и дню рождения писателя. Предисловие к роману взято из книги о Маркесе, написанной Варгасом Льосой в 1971 году.
Очерк "Гарсиа Маркес: история богоубийства" ("Garcia Marquez, historia de un deicidio") обрел второе рождение уже в собрании сочинений Льосы. После ссоры со своим лучшим другом, Варгас Льоса запретил переиздание книги. В течение более тридцати лет она тиражировалась поклонниками творчества писателя "нелегально", с помощью ксерокса. "Официальный" тираж в двадцать тысяч экземпляров был распродан мгновенно.
До сегодняшнего дня очерк Льосы остается лучшей книгой о творчестве Маркеса.
"Его романы - это вызов реальности, Богу, - пишет Марио Варгас Льоса. - Каждый его роман - секретное богоубийство, символическое убийство реальности. Цель моего очерка - рассказать о процессе создания романа на примере конкретного автора: что его вдохновляет, откуда берутся образы мира реального и фантастического".
Сам Гарсиа Маркес опубликовал первый том мемуаров "Жить, чтобы рассказать" ("Vivir para contarla") в 2002 году. По некоторым сведениям, он воздерживается от написания второго тома, чтобы не выдавать причины ссоры с Варгасом Льосой.
С первой встречи в 1967 году, Габриель Гарсиа Маркес и Марио Варгас Льоса стали лучшими друзьями и даже планировали "в четыре руки" написать роман об "абсурдной" войне между их странами в 30-е годы ХХ века.
Они были как братья, особенно сблизившись после переезда в Барселону, где их семьи жили на одной улице. Гарсиа Маркес стал крестным отцом своего тезки Габриеля, второго сына Варгаса Льосы.
Испанская газета "El mundo" называет творческие пути Маркеса и Льосы "параллельными жизнями". Обоих писателей вырастили бабушки по материнской линии, родители не приветствовали литературные "наклонности" сыновей. Оба боготворили Борхеса, Неруду и Фолкнера, а собственные дебютные рассказы написали примерно в одном возрасте. Оба начали зарабатывать на жизнь публицистикой, мечтали о переезде во Францию. В Париже оба жили в крохотных отелях и сумели продолжить писать благодаря щедрости хозяев. Оба поддерживали Кубинскую Революцию и стали любимыми писателями "всемогущей Большой Мамы" - литературного агента Кармен Балселлс (Carmen Balcells).
В январе 1976 года двое друзей встретились в мексиканском Palacio de Bellas Artes (Дворец Изобразительных искусств) на премьере фильма "Предвестник" ("Presagio"), основанного на рассказе Маркеса. Во время банкета колумбиец заметил Варгаса Льосу и бросился ему навстречу, радостно называя братом. Но "брат" ответил ударом кулаком в лицо.
Близкие друзья обоих авторов предполагают, что подобное поведения Марио Варгаса Льосы могло быть связано с некой женщиной. Однако не отрицают, что отношения между писателями осложнились задолго до этого.
До таинственной женщины авторов поставил по разные стороны баррикад всем известный мужчина - Фидель Кастро. Его политика вызвала неприязнь у Льосы и симпатию у Маркеса. Дело отправленного в тюрьму кубинского поэта Эберто Падильи и движение за его освобождение, которое Маркес не поддержал, впервые столкнуло друзей.
Справка:
Биография Габриеля Гарсии Маркеса
Валентина Гусева, rian.ru