Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.
23 января во Франции соберутся руководители космических агентств стран-участниц программы Международной космической станции - МКС. А совсем недавно, точнее, 26 декабря руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов заявил, что Россия не планирует пока участвовать в американской программе освоения Луны.
На первый взгляд, мало, что роднит эти два факта, разве что первый - сугубо положительный, а второй - с некоторым негативным налетом из-за самой отрицательной частицы. Но, к сожалению, все дело не только в грамматике. В обоих случаях речь идет, прежде всего, о российско-американских отношениях в области космоса, которые сегодня уже далеки от радостного оптимизма конца девяностых. Мало того, если дело так пойдет и дальше, то уже скоро, обе державы вновь пойдут каждая своим космическим путем с неизбежной в таком случае гонкой всего и вся.
Так ли? И, собственно, что в этом плохого, если не считать предполагаемое развертывание систем оружия в околоземном пространстве? Попробуем разобраться.
При всем уважении к американцам, в данном случае инициаторами сепаратизма являются именно они. Свидетельством тому является, в частности, подписанная президентом Бушем под занавес прошлого года "Национальная космическая политика США". Если в двух словах, то документ этот ставит космическое пространство во главу национальной безопасности Соединенных Штатов. Диапазон же новой Политики, естественно, крайне широк: от противодействия нежелательным, по американским меркам, элементам достичь космоса до развертывания орбитальных вооружений.
Иными словами, наш основной партнер в области космоса твердо решил возглавить мировую космонавтику. Причем, следует подчеркнуть, что как раз военная составляющая, как бы ни были страшны перспективы размещения в космосе вооружений, отнюдь не самая главная. Живем же мы уже более 60 лет с ядерным оружием.
На самом деле в большей степени Соединенные Штаты хотят возглавить "активные системы", которые играют в наши дни важную роль в экономике и распределении финансов.
"Заявлено, что США возьмут на себя функцию мирового лидера по координации работ по созданию единой системы планетарного наблюдения. И это не единственное подтверждение "глобальных" устремлений США. Требование по обеспечению "глобального доступа" применено и по отношению к радиочастотному диапазону, к методам экспортной политики. Ее принципы направлены на обеспечение технологического превосходства США над другими странами. Предлагается ужесточить режим санкционирования экспорта чувствительных и перспективных технологий, повысить требования к защите и засекречиванию информации, связанной с разработкой космических систем. Эти принципы трудно оспорить, и уже сегодня делаются попытки навязать другим странам дискриминационные условия технологического сотрудничества, в том числе посредством экономических санкций", - так прокомментировал в конце прошлого года американские устремления руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов.
В твердом соответствии с логикой и характером американских высказываний из программы нашего партнера, например, начисто исчезло само упоминание об МКС, и по признанию Перминова, "исчезли конкретные установки в отношении пилотируемых программ".
Между тем, сегодня ясно, что в полном объеме эксплуатировать МКС в одиночку, даже при активном содействии европейских партнеров, Россия не в состоянии. Но уже давно все говорит о том, что американцы спят и видят, когда наступит 2010 год - время прекращения эксплуатации шаттлов, и можно будет со спокойной совестью забыть об МКС. Вселившие, было, оптимизм перспективы скорого подписания контракта на закупку НАСА российских кораблей "Союз" и "Прогресс", что само собой явилось бы гарантией дальнейшего американского участия в программе, на поверку оказались всего лишь перспективами, причем, далекими.
"Переговоры с НАСА по закупке пилотируемых кораблей "Союз" и грузовых кораблей "Прогресс" находятся в начальной стадии", - резюмировал в середине января официальный Роскосмос. Чем может обернуться "начальная стадия", памятуя, мягко говоря, о непростых торгово-экономических отношениях между нашими странами, можно только гадать. Неоспоримым фактом остается, по сути, то, что МКС кормит сегодня десятки тысяч людей, которые работают на градообразующих предприятиях отечественной космической отрасли.
Но отвлечемся от МКС. Существует более общая проблема в российской космонавтике, которую трудно, невозможно на данном этапе разрешить без тесного международного взаимодействия. Не секрет, что закончилось время, когда на космос выделялись без оглядки громадные средства, которые в массе своей служили политическим целям.
В наши дни любая космическая программа оценивается, прежде всего, с точки зрения экономических перспектив. Особенно это верно для спутниковых систем связи, навигации и т.д. Также не является секретом, то, что, обладая уникальными возможностями в области ракетостроения, Россия уверенно держит первое место в мире по числу запусков ракет-носителей, широко рекламируя себя на международном рынке пусковых услуг.
В то же самое время бездонный потенциальный российский рынок пока вяло реагирует на возможности использования спутниковых систем. Причина вполне понятна - нет средств. Но западно-азиатские потребители в большинстве своем крайне уязвимы при возможном давлении на них большого заокеанского брата, который, как показывает история, вряд ли промолчит.
Если не будет общих устремлений.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции